Критериальные основы оценки качества образования

Страница 3

Критериями качества образовательного процесса являются:

критерий качества содержания образовательного процесса, представленный показателями инвариантного уровня содержания образования (фундаментальность, интегративность, концептуаль-ность, деятельностный характер содержания), вариативного (вариативность, непрерывность) и личностного уровня (включенность в содержание образовательного процесса субъектного опыта учащихся, согласованность такого опыта с нормативно задаваемой общественной практикой);

критерий качества образовательных технологий.

Процессуальный критерий находит свое выражение в гуманистичности преподавания и диалогических формах взаимодействия учителя с учащимися.

Критериями качества условий образования выступают:

качество конечных результатов управления;

эффективность видов управленческой деятельности: мотива-ционно-целевой, информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной;

качество кадровых, научно-методических, психологических и др. условий.

В число критериев качества конечного результата образования входят:

состояние здоровья учащихся;

сформированность у них ценностных отношений к окружаю щей действительности: к своему Отечеству, к другим и себе, к деятельности;

образованность, определяемая:

по личностно-смысловому отношению ученика к изучаемому материалу и процессу собственной учебной деятельности;

самостоятельности выработанных им способов учебной работы (интеллектуальных, информационных, исследовательских и др.), в которых представлены усвоенные в образовательном процессе способы проработки учебного материала и результаты накопления собственного опыта;

овладению метазнаниями (знаниями о приемах и средствах усвоения учебного материала; переработки информации, данной в словесной, знаково-символической и графической формах);

владению логикой предметного знания (т.е. по качеству знания предмета).

Материалы, собранные в результате анализа опубликованных критериальных наборов и мониторинговых систем оценки качества образования, дают основание для формулирования следующих заключений:

1. Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всех уровней образования - и общего, и профессионального.

2. Все более заметное распространение в научно-педагогической среде находит широкая смысловая интерпретация качества образования как единства его совокупных свойств - условий, процесса и результата, уже практически воплощенная в пока немногочисленных мониторинговых моделях, способных обеспечить получение качественной информации.

Положительным моментом следует признать использование уровневого подхода в оценке качества образования - регионального, муниципального (субрегионального), институционального (школьного) и личностного - как в теоретических исследованиях (Г.В. Гутник, А.И. Севрук и др.) , так и в практической деятельности (Чувашская Республика, Самарская и Воронежская области, явившиеся пилотными регионами в разработке подкомпонента "Мониторинг качества и статистика образования" министерского проекта "Реформа системы образования", финансируемого за счет средств займа Всемирного банка), что создает реальные предпосылки для разработки федеральной системы мониторинга качества образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Статьи по теме:

Особенности украинского и белорусского позднего Средневековья
В ХVI веке на территории Западной Украины и Белоруссии, которые отошли к Польше и Литве, стали открываться братские школы. Главной их целью было сохранение веры и языка. Они были хорошо организованы, носили договорный характер (отец ребёнка подписывал договор со школой и давал обязательство не заби ...

Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но д ...

Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста
Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей. Основные функции методов данной группы — формирование опыта общественного поведе ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru