Критериями качества образовательного процесса являются:
критерий качества содержания образовательного процесса, представленный показателями инвариантного уровня содержания образования (фундаментальность, интегративность, концептуаль-ность, деятельностный характер содержания), вариативного (вариативность, непрерывность) и личностного уровня (включенность в содержание образовательного процесса субъектного опыта учащихся, согласованность такого опыта с нормативно задаваемой общественной практикой);
критерий качества образовательных технологий.
Процессуальный критерий находит свое выражение в гуманистичности преподавания и диалогических формах взаимодействия учителя с учащимися.
Критериями качества условий образования выступают:
качество конечных результатов управления;
эффективность видов управленческой деятельности: мотива-ционно-целевой, информационно-аналитической, планово-прогностической, организационно-исполнительской, контрольно-регулировочной и оценочно-результативной;
качество кадровых, научно-методических, психологических и др. условий.
В число критериев качества конечного результата образования входят:
состояние здоровья учащихся;
сформированность у них ценностных отношений к окружаю щей действительности: к своему Отечеству, к другим и себе, к деятельности;
образованность, определяемая:
по личностно-смысловому отношению ученика к изучаемому материалу и процессу собственной учебной деятельности;
самостоятельности выработанных им способов учебной работы (интеллектуальных, информационных, исследовательских и др.), в которых представлены усвоенные в образовательном процессе способы проработки учебного материала и результаты накопления собственного опыта;
овладению метазнаниями (знаниями о приемах и средствах усвоения учебного материала; переработки информации, данной в словесной, знаково-символической и графической формах);
владению логикой предметного знания (т.е. по качеству знания предмета).
Материалы, собранные в результате анализа опубликованных критериальных наборов и мониторинговых систем оценки качества образования, дают основание для формулирования следующих заключений:
1. Проблема оценки качества образования является одной из самых актуальных для всех уровней образования - и общего, и профессионального.
2. Все более заметное распространение в научно-педагогической среде находит широкая смысловая интерпретация качества образования как единства его совокупных свойств - условий, процесса и результата, уже практически воплощенная в пока немногочисленных мониторинговых моделях, способных обеспечить получение качественной информации.
Положительным моментом следует признать использование уровневого подхода в оценке качества образования - регионального, муниципального (субрегионального), институционального (школьного) и личностного - как в теоретических исследованиях (Г.В. Гутник, А.И. Севрук и др.) , так и в практической деятельности (Чувашская Республика, Самарская и Воронежская области, явившиеся пилотными регионами в разработке подкомпонента "Мониторинг качества и статистика образования" министерского проекта "Реформа системы образования", финансируемого за счет средств займа Всемирного банка), что создает реальные предпосылки для разработки федеральной системы мониторинга качества образования.
Статьи по теме:
Занятия по развитию связной речи детей среднего дошкольного возраста
Воспитателями детского сада на основе программы О.С. Ушаковой были разработаны занятия по развитию речи детей средней группы. К началу дошкольного возраста у детей намечается переход от диалогической речи к различным формам монологической. Это очень длительный и трудоемкий процесс, требующий специа ...
Особенности организации воспитательной работы с детьми с ОНР Ш уровня
В ходе своего развития речевая деятельность детей тесно связана с характером их деятельности и общения. Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, ору ...
Иностранный язык как школьный предмет
Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения , что обеспечивает учащегося владением иностранным языком как средством коммуникации. Образовате ...