Анализ данных полученных в ходе эмпирического исследования

Страница 4

Из таблицы видно, что среднегрупповое значение логичности мышления нижесреднего уровня. У пяти учеников: у Славы, Кати (11,2), Данилы (10,8), Марины и у Никиты (10,4) низкие результаты, что может объясняться дефектом логического мышления у человека, прошедшего обучение в объеме начальной школы, либо высокое переутомление.

Интегральный анализ полученных данных выявил следующую картину. Из таблицы видно, что методики оказались достаточно информативны, а группе выявлены учащиеся с высоким уровнем внимания и мышления и с низким уровнем тревожности: Даниил (11,5), Вика, Женя (11,6), - их результаты соответствуют 1 уровню по большинству параметров. Низкие показатели тревожности, при невысоких показателях внимания и мышления, у Германа, но он самый младший в классе поэтому его результат не должен вызывать особого беспокойства. В группу риска попали: Катя (11,2), Саша (10 9), Марина, Слава - у них наибольшее количество показателей имеют низкие значения.

По результатам исследования можно сделать следующие выводы:

Среднегрупповое значение концентрации внимания и переключаемости среди испытуемых в норме.

Школьная тревожность в среднем по группе повышена, особенно по трем факторам: 1 - общая тревожность в школе, 4 - страх самовыражения, 6 - страх не соответствовать ожиданиям окружающих. И высокая степень тревожности по 5 фактору - страх проверки знаний т.е. ситуацию проверки знаний можно рассматривать как групповую тенденцию.

Среднегрупповое значение логичности мышления ниже среднего уровня.

Интегральный анализ полученных данных показал, что среди испытуемых в группе выявлены учащиеся с высоким уровнем внимания и мышления и с низким уровнем тревожности, также часть обследованных попали в группу риска - у них наибольшее количество показателей имеют низкие значения.

Таким образом, выдвинутая гипотеза о том, что при переходе школьников из начальной школы в среднюю, повышается порог тревожности, что влияет на психические функции (мышление, внимание) частично подтвердилась.

О том, что образование и развитие — процессы взаимосвязанные, но не тождественные, знают почти все последователи Л.С. Выготского. Однако частые повторения этой истины не спасают от постоянного перепутывания обучения и развития в ситуациях практического действия. Ярчайшим примером такой путаницы является проблема перехода с одной образовательной ступени на другую. Если пятиклассники с удовольствием работают на уроках и дружно играют на переменах, то педагоги и школьные психологи с умилением говорят о зрелом детстве, счастливо сочетающем доверчивость и самостоятельность. Если же в V классе начинаются дисциплинарные проблемы и резко падает интерес к учению, те же учителя и психологи разводят руками и многозначительно говорят о начале подросткового кризиса. Оба суждения о возрастной принадлежности пятиклассников российских школ с одинаковой (не)справедливостью высказываются относительно десяти-одиннадцатилетних школьников.

Конец младшего школьного возраста в условиях традиционной системы обучения знаменуется глубоким мотивационным кризиоом(иногда вплоть до мотивационного вакуума), когда мотивация, связанная с занятием новой социальной позицией исчерпана (учеба превратилась в одну из житейских обязанностей), а содержательные мотивы учения зачастую отсутствуют, не сформированы.

Симптоматика кризиса:

Отрицательное отношение к школе в целом и к обязательности её посещения, нежелание выполнить учебные задания, конфликты с учителями. Чем менее успешный оказывается ребенок в учебной деятельности, тем более тягостной она им воспринимается. Преодоление же проблемы школьной неуспеваемости требует больших усилий.

Э.И. Моносзоне сформулировал дидактические основы преодоления неуспеваемости следующим образом: он подчеркивал важность диагностики каждого конкретного случая неуспеваемости и разработки на этой основе индивидуальной системы мер повышения уровня знаний. Основное внимание он рекомендовал уделять развивающему обучению, развитию разнообразных форм и методов, организацией самостоятельной работы детей в процессе обучения.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

История и классификация методов и приемов обучения литературе
Сложившиеся классификации методов и приемов обучения литературе имеют интересную историю. Ф.И. Буслаев выдвинул положение о специфике метода в школьном преподавании: «Надобно отличать ученую методу от учебной. Ученый, излагая науку, увлекается только ею одной, не обращая никакого внимания на личнос ...

Этапы формирования игровой деятельности детей
Первым этапом развития игровой деятельности является Ознакомительная игра. По мотиву, заданному ребёнку взрослым с помощью предмета игрушки, она представляет собой предметно-игровую деятельность. Её содержание составляют действия манипуляции, осуществляемые в процессе обследования предмета. Эта дея ...

Механизм творческого воображения. Понятие воображения
Наряду с образами памяти, которые являются копиями восприятия, человек может создавать и совершенно новые образы. В образах может предстать и то, чего мы непосредственно не воспринимали, и то, чего в такой именно форме в действительности не существует. Это образы воображения. Итак, «воображение – э ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru