В данной главе мы приводим сведения о работе некоторых станций юннатов и эколого-биологических центров учащихся, полученные на основе проработки информационных материалов (отчетов СЮН и ЭБЦу, работ учащихся на Всероссийских итоговых мероприятиях).
Как показывает практика, изменились приоритеты в направлениях их деятельности и, как следствие, подходы к содержанию, формам и методам образовательной работы.
Так, в Республике Карелия утверждена «Концепция экологического образования». Координацию экологического образования учащихся осуществляет Республиканский детский эколого-биологический центр, работающий над решением основных проблем, заложенных в «Концепции», суть которой заключается в создании системы непрерывного экологического образования и практической деятельности учащихся в целях улучшения состояния окружающей среды, а также в корректировке взаимодействия систем школьного и дополнительного образования и в повышении квалификации педагогических кадров по вопросам экологического образования.
Липецкая областная станция юных натуралистов совместно с Департаментом науки и образования, Институтом повышения квалификации работников образования, Государственным комитетом по охране, окружающей Среды координирует работу по экологическому воспитанию детей в учреждениях дополнительною образования эколого-биологического профиля, руководствуясь Постановлением главы Администрации Липецкой области и, «Программой экологического образования населения Липецкой области».
В Волгоградской области система дополнительного экологического образования сформировалась на основе концепции экологического образования, региональной программы, программы «Зеленый мир», осуществляемой в процессе образовательной работы в объединениях учащихся, в ходе участия в конкурсах, «Моя малая родина», а также в научно-исследовательской деятельности, при проведении мониторинговых исследований, экспедиций, походов, массовых мероприятий.
В настоящее время каждое учреждение дополнительного образования эколого-биологического профиля республиканского, краевого, областного, городского и районного уровней представляют собой одно из звеньев в системе работы по координации экологического образования учащихся в своем регионе.
Так, особенности районных станций юных натуралистов Белгородской области заключаются в том, что они курируют работу трудовых объединений: ученических производственных бригад (в 1996 г. их в области было 278), школьных лесничеств (в 1996 г. в области их насчитывалось 50), учебно-опытных участков. Кроме того, они организуют работу объединений учащихся в районе, подготовку и проведение массовых мероприятий.
Большое внимание в работе СЮН и ЭБЦу России (в период 1992-1996 гг.) уделяется обновлению содержания образовательной деятельности. По статистическим данным (на 1.01.1996 г.), работа 1409 объединений (более 21 тыс. занимающихся в них детей), организованных на базе этих учреждений, ведется по авторским программам. Так, в Свердловской области создано 99 авторских программ, в которых занято 727 учащихся. В Кемеровской области 81, по которым занимаются 1469 детей и т.д.
Итоги двух Всероссийских конкурсов авторских программ показали, что многие из них разрабатываются с учетом региональных особенностей и проблем. Регионально ориентированные программы дают возможность построения краеведческой основы в содержании работы объединений эколого-биологической направленности, что позволяет создавать комплексные, интегрированные программы и уходить от узкоспециализированных профильных программ – более обучающих, чем развивающих.
Анализ материалов итоговых Всероссийских мероприятий учащимися, проведенных в ЦСЮН в период с 1992-1996 гг., показал, что меняется характер исследовательских работ обучающихся. Появился комплексный подход в изучении природных экосистем, исследования имеют практическую направленность.
Статьи по теме:
Формирование грамматического навыка на уроках английского языка у младших
школьников
На данном этапе нашей целью являлась подготовка к исследованию, включающая в себя выбор базы исследования, подбор комплекса грамматических игр, составление конспектов уроков с использованием и без использования игр. Итак, данное исследование проводилось на базе 4 класса МОУ «Никольская средняя обще ...
Характеристика процесса обучения
Основной элемент успешного обучения – эффективное общение. На всех стадиях цикла обучения общение играет существенную роль. Например, для выявления потребностей слушателей в обучении преподаватель может провести с ними беседу или использовать для этой цели анкетирование. При разработке учебного кур ...
Состояние российской системы образования и необходимость ее модернизации
Государственно-политические и социально-экономические преобразования конца 80-х - начала 90-х годов оказали существенное влияние на российское образование, позволив реализовать академическую автономию высших учебных заведений, обеспечить многообразие образовательных учреждений и вариативности образ ...