Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста

Страница 1

Методы нравственного воспитания — это пути и способы реализации задач и содержания нравственного воспитания. Методы нравственного воспитания определяются его целью, содержанием, а также возрастными возможностями детей.

Основные функции методов данной группы — формирование опыта общественного поведения и общественных отношении детей. К этой группе относятся приучение к формам общественного поведения, упражнение, организация разнообразной деятельности детей (игра, обучение, труд) и руководство ею. Приучение к формам общественного поведения. Воспитание поведения начинается с приучения — практической выработки у детей определенных умений, навыков и привычек. Приучение широко применяется в нравственном воспитании детей уже с раннего возраста: малышей приучают к режиму питания, сна, бодрствования, к формам и правилам общения, деятельности. Главный результат приучения — формирование навыков и умений поведения. Повторяясь ежедневно, эти умения и навыки превращаются в привычные способы поведения.

В дошкольном возрасте продолжается процесс приучения детей к коллективному ритму жизни, к организованности, культуре общения и поведения.

В начальной школе также применяется метод приучения. Детей с I класса приучают к новым правилам и нормам общественного поведения и новому характеру отношений с учителями и сверстниками.

Для того чтобы приучение было действенным и эффективным, используются в комплексе следующие приемы: указание, что делать; определение результата — что и зачем; показ и объяснение или только объяснение способа действия или способа поведения (много различных действий в последовательности); повторность (организация упражнений); контроль и оценка. В процессе самообслуживания и общения педагоги показывают детям на конкретных примерах, как войти, поздороваться, обратиться к взрослому или сверстнику, попросить у него игрушку и т. д. Приучение предполагает использование упражнений.

Упражнение в нравственном поведении обычно включается в общий поток жизненных ситуаций. Чтобы сформировать стойкие привычки к определенным формам поведения в меняющихся условиях социального общения, чтобы можно было обобщать требования к поведению при разных обстоятельствах, упражнения необходимо проводить в различных жизненных ситуациях.

Поручение — это специально организованная взрослым ситуация для многократных упражнений в тех или иных формах поведения. Поручения должны быть содержательными, значимыми для детей, открывающими перспективу общественно полезной деятельности. В воспитании детей дошкольного возраста широко используются игровые упражнения. Например, дети «обучают» новую куклу правилам поведения в детском саду. В результате многократных упражнений в различных условиях у детей формируются прочные привычки культурного общения и поведения.

Руководство разнообразной деятельностью детей как метод воспитания поведения.

Мерилом нравственности являются не слова, а поведение и поступки. Любой вид деятельности — общение, игра, труд, учение — важен для освоения знаний о нормах и правилах поведения и для упражнения в поступках и действиях. Но формирование личности в процессе деятельности обеспечивается лишь целенаправленным руководством ею со стороны педагога. При этом условии руководство деятельностью становится методом нравственного воспитания.

Основная функция методов данной группы — формирование нравственных представлений, понятий и на их основе убеждений и нравственной направленности личности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Особенности изучение педагогического процесса
Характерная черта педагогических процессов – неоднозначность их протекания. Результаты обучения, образования, воспитания, развития зависят от одновременного воздействия очень многих причин. Достаточно изменить влияние даже одного-двух факторов, чтобы эти результаты существенно отличались между собо ...

Клиническая характеристика детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Умственная отсталость – это стойкое, необратимое нарушение преимущественно познавательной деятельности, а также эмоционально-волевой и поведенческой сфер, обусловленное органическим поражением коры головного мозга, имеющим диффузный характер. Большинство среди умственно отсталых составляют лица, им ...

Использование игр при формировании грамматического навыка у младших школьников на уроках английского языка
На раннем этапе обучения детей иностранному языку одна из основных задач учителя – сделать этот предмет интересным и любимым. В младшем школьном возрасте дети очень эмоциональны и подвижны, их внимание отличается непроизвольностью и неустойчивостью. Важно учитывать в процессе обучения психологическ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru