Средства, методы и условия воспитания толерантности у детей дошкольного возраста

Страница 5

Коллективы следует поощрять за выполнение каких-нибудь ответственных поручений, общественных работ, за проявление инициативы в общественных делах и др.

Важнейшим требованием в применении поощрений, а также наказаний является справедливость и объективность. При соблюдении этих требований оценка воспитателя или учителя встречает одобрение в детском коллективе и является более действенной. Поощрение есть выражение внимания к воспитаннику, оценка его усилий, результатов его работы или поведения. Признание и одобрение коллектива имеют большое воспитательное воздействие, оказывают сильное воздействие на чувства детей, вызывают удовлетворение, радость. Справедливое поощрение повышает веру детей в свои силы, вызывая желание проявить себя с лучшей стороны.

Применяя поощрения, необходимо соблюдать меру. При частом использовании их дети привыкают к ним как к обыденному, и в силу этого воспитательная ценность поощрений снижается.

Поощрения могут быть выражены средствами морального характера (похвала, одобрение, благодарность) и материального (награда, премирование). Высшая форма награды для школьников — похвальная грамота, золотая или серебряная медаль.

Поощрения надо сочетать со справедливой требовательностью, с самокритикой, учить детей не успокаиваться на достигнутом, воспитывать умение ценить доверие коллектива, воспитателя или учителя и стремление оправдать его. Как в дошкольном, так и в школьном возрасте нельзя допускать перехваливания: оно ведет к возникновению зазнайства и эгоизма. Особое внимание нужно обратить на робких, скромных детей, которых часто заслоняют более бойкие и активные дети. Надо систематически, повседневно поддерживать скромных детей, высказывать одобрение им перед всем коллективом, стимулировать их к инициативным действиям и т. д.

В сложном процессе формирования нравственной направленности личности приходится применять и наказание как одно из средств педагогической коррекции поведения детей.

Наказание используется в тех случаях, когда отдельный ребенок или группа в целом не выполнили установленных требований, нарушили принятые нормы и правила жизни в коллективе, а характер нарушения требует немедленного воздействия. Наказание оказывает на ребенка глубокое психологическое воздействие, вызывая чувство стыда, огорчения, раскаяния, общее тяжелое эмоциональное состояние. Важно, чтобы в этом чувстве неприятного преобладало недовольство самим собой, осознание того, что своим поведением он вызвал осуждение со стороны товарищей и всего коллектива. Поэтому наказание ребенка — это факт не только в его жизни, но и событие в жизни всего коллектива. Общественная оценка поведения отдельного воспитанника коллективом — важнейшая основа наказаний в советских учебно-воспитательных учреждениях (в школе, в детском саду). Эффективность наказаний находится в прямой зависимости от организованности, идейной направленности, от силы общественного мнения в коллективе.

Наказание всегда должно быть обосновано и понятно для провинившегося, а также для всех членов коллектива. Следует добиваться, чтобы наказание убеждало ребенка в необходимости исправить свое поведение, вызывало в нем чувство стыда, раскаяния, пробуждения совести.

В применении наказаний необходим индивидуальный подход, учет индивидуальных особенностей характера, типа нервной системы. Полученное воспитанником наказание после исправления им своего поведения не может служить поводом для обидных напоминаний и укоров. В семье, в детском саду недопустимы угнетающие человеческое достоинство наказания: обидные клички, грубые слова, стояние в углу. Категорически недопустимы запрещенные в нашей стране телесные наказания, которые озлобляют ребенка, заставляют его лгать, скрытничать, хитрить, воспитывают трусливость.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Статьи по теме:

Виды повторения
В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение — один из факторов, способствующий интеллектуальному развитию каждого ученика, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизве ...

Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обуча ...

Информационные технологии в технологической подготовке воспитанников детского дома
Какое место отводится технологической подготовке воспитанников в детском доме? Уж, конечно, не первое. А как сделать так, чтобы предельно загруженные учащиеся с удовольствием шли на урок технологии и выполняли домашнее задание с интересом и творчески? Перевести свой предмет из разряда второстепенны ...

Навигация

Copyright © 2023 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru