Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Аналитическое образование » Педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня

Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности объективно обусловлена изменениями последних десятилетий в экономической, политической, культурной жизни страны. Официальная статистика и данные многочисленных исследований фиксируют рост молодежного экстремизма, различных форм девиантного поведения, конфликтов на почве межнациональной розни, социального расслоения населения и т.п. В этой связи формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия и взаимной терпимости в обществе стало сегодня насущной необходимостью. Однако в воспитании толерантности как специфического качества личности проявляется специфический феномен дуальности: отношение человека к представителям другого этноса, социальной и возрастной группы, носителей иных политических воззрений, с одной стороны, находит весьма интенсивное выражение на уровне бытового поведения, проявляясь в ксенофобии, неприятии, экстремизме, и с другой - принадлежит к числу наиболее скрытых глубинных структур личности, которые закладываются на самых ранних стадиях формирования человеческого сознания и поведения. Этим обстоятельством может объясняться низкая эффективность реализуемых программ по формированию толерантности, которые рассчитаны на категории населения, имеющие, как правило, уже сложившиеся стереотипы, сформировавшееся отношение к представителям других этносов, культур, политических взглядов и пр. В решении задач формирования толерантности особая роль должна быть отведена дошкольному образованию и воспитанию как начальному этапу в нравственном развитии ребенка. Период дошкольного детства сензитивен для развития личности ребенка: на протяжении всего дошкольного периода интенсивно развиваются психические функции, формируются сложные виды деятельности, закладываются основы познавательных способностей. В этом возрасте активно формируются личностные механизмы поведения, формируется самосознание в форме адекватной оценки собственных личностных качеств, усвоение норм и форм поведения через становление внутренней саморегуляции поступков.

Толерантность как комплексное качество личности формируется в различных сферах жизнедеятельности ребенка: семейно-бытовой, учебно-воспитательной, досуговой, каждая из которых имеет свой потенциал и специфику воздействия на дошкольника. Культурно-досуговая сфера рассматривается в исследовании как пространство толерантного воспитания дошкольников, поскольку методы социально-культурной деятельности позволяют сформировать базовую культуру ребенка, развить его творческий потенциал, что необходимо для воспитания толерантных начал.

Таким образом, суть проблемы формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста определяют противоречия между: потребностью современного общества в личности, способной строить отношения с другими людьми на толерантной основе, и недостаточным использованием потенциала дошкольного образовательного учреждения в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста; потенциальной возможностью культурно-досуговой деятельности в формировании толерантности детей старшего дошкольного возраста и недостаточным целевым использованием этой возможности в практике дошкольных учреждений; необходимостью интенсифицировать процесс воспитания толерантности в системе дошкольного воспитания и отсутствием научных разработок, педагогических технологий, опыта проектирования и моделирования толерантной среды, а также опыта практической работы по данной проблеме.

Цель исследования: выделить и обосновать педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Объект исследования: воспитание толерантности у детей дошкольного возраста как социально-нравственная проблема.

Предмет исследования: педагогические условия воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР, реализуемые в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гипотеза исследования: воспитание толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня будет протекать эффективно, если созданы следующие педагогические условия:

- педагоги и родители демонстрируют толерантное отношение к другим людям;

- ведется целенаправленная работа по расширению представлений детей о разных расах, их традициях, особенностях;

- в педагогический процесс включены проекты, предполагающие демонстрацию и развитие уровня социально-коммуникативного развития детей.

Задачи исследование:

1. Уточнить сущность и структуру понятия «толерантность» на основе анализа философской и психолого-педагогической литературы.

2. Раскрыть специфику воспитания толерантности в дошкольном возрасте.

3. Охарактеризовать особенности организации воспитательной работы с детьми с ОНР III уровня

4. Выявить уровень развития толерантности детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня

5. опытно-экспериментальным путем показать эффективность условий воспитания толерантности у детей старшего дошкольного возраста с OHP III уровня

Теоретико-методологичской основой исследования: концепция социально-нравственного развития дошкольников С.А. Козловой, теоретические положения об условиях и методах нравственного воспитания дошкольников В.Г. Нечаева, Э.К. Суслова, Е.И. Радина , Р.С.Буре и др.

Методы научного исследования:

1. Теоретические методы: анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Эмпирические методы: диагностические задания О.В. Дыбиной «Необитаемый остров», «Помощники», анкета для родителей, беседа с воспитателями.

3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных результатов.


Статьи по теме:

Проект формирования у младших школьников умения осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий по окружающему миру
Введение ФГОС НОО предусматривает формирование умения учиться, работать с информацией. Сегодня важно научить младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно офор ...

Качественный анализ результатов обследования и выяснение потенциальных возможностей ребенка
Помимо выяснения результативности выполнения задания ребенком во внимание должны приниматься показатели, характеризующие качество выполнения: интерес к заданию, самостоятельность, использование предложенной помощи, обучаемость в процессе исследования. При оценке результатов надо учитывать способы в ...

Подходы к воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников
Несколько лет назад у большинства из нас была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе. «Культура и богатство страны могут быть изменены ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru