Развитие дополнительного образования в России в советский период

Аналитическое образование » Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области » Развитие дополнительного образования в России в советский период

Страница 1

Картина развития внешкольного образования, внешкольной работы в 20–30-е гг. прошлого века была очень яркой, наполненной событиями и противоречиями. Издавались десятки журналов, где регулярно публиковались научно-педагогические и методологические материалы по внешкольному воспитанию.

Создавались все новые и новые организационные системы, способствующие включению детей в активную созидательную деятельность по интересам, помогающие содержательно проводить досуг и получать основы профессионального мастерства.

Поражает уже само обилие форм: детские лагеря отдыха, школы-клубы, опытные станции, избы-читальни, трудовые коммуны, детские театры и библиотеки, научные и экскурсионные станции, туристские и краеведческие центры, спортивные клубы. Отрадным фактом для того времени было стремление педагогов не только увеличить число учреждений дополнительного образования, но и теоретически осмыслить накопленный опыт и дать научно-методическое основание внешкольного образования. Именно тогда были определены основные задачи внешкольного образования, внешкольного воспитания и внешкольной работы.

Важную роль в определении содержания внешкольной работы сыграла деятельность Н.К. Крупской. Основными принципами этой работы Н.К. Крупская считала следующие: внешкольная работа не должна быть продолжением школьной учебы; она должна охватывать всех детей; внешкольный работник должен строить свою работу так, чтобы она развивала индивидуальность ребенка и формировала умение жить в коллективе, быть коллективистом; всячески развивать инициативу детей, помогать им в их творческой работе, максимально использовать игру; участие в кружках должно быть добровольным; необходима дифференциация детских интересов, содействие подростку в выборе профессии.

В 20-е - начале 30-х гг. XX в. усилиями Н.К. Крупской, А.В. Луначарского, С.Т. Шацкого велись теоретические разработки проблем внешкольного образования, внешкольной работы, внешкольного воспитания, практическое создание условий для ее осуществления.

Были определены основные задачи внешкольного образования, внешкольной работы: развитие способностей и интересов детей; повышение их интеллектуального уровня и творческой активности. Принципами внешкольного образования, внешкольной работы выступали: добровольность участия детей в работе; их самодеятельность; массовость (не в смысле обязательности, а в смысле доступности для всех).

В этот период идет интенсивное развитие теории воспитания, где ведущим и определяющим был целостный подход к личности воспитанников и процессу воспитания. Именно в это время были заложены основы теории социального воспитания.

В 30-е годы ХХ в. система внешкольного образования получила свое научное обоснование как система внешкольного воспитания и внешкольной работы. Труды теоретиков внешкольного образования, внешкольного воспитания, внешкольной работы оказались востребованными в в 60-е гг. Именно тогда стала пользоваться широкой известностью методика И.П. Иванова, который, опираясь на идеи А.С. Макаренко, в Ленинграде, во Фрунзенском доме пионеров, создал школу пионерского актива «Коммуна юных фрунзенцев» - КЮФ.

В КЮФ, руководимой педагогами И.П. Ивановым и Л.Г. Глебовым и методистом Дома пионеров Ф.Я. Шапиро, моделировались отношения творческого содружества, или сотрудничества всех фрунзенцев - взрослых и подростков. Здесь не было деления на «актив» и «пассив», здесь все стремились прийти на помощь друг другу, прожить день с пользой для себя, для людей, для всего коллектива. Здесь работа коллективно обдумывалась и коллективно выполнялась, для ее выполнения создавался совет дела. Вся деятельность ребят понималась как творчество - личное и общественное. Благодаря Коммуне юных фрунзенцев появились и стали распространяться по всей стране, в разных вариантах, трудовые десанты, вечера разгаданных и неразгаданных тайн, пресс-конференции, города веселых мастеров, диспуты и многие другие формы общей гражданской заботы школьников об улучшении своей и окружающей жизни.

В 60–70-е гг. прошлого века принципами внешкольного воспитания, внешкольной работы уже выступали: массовость и общедоступность занятий на основе добровольного объединения детей по интересам; развитие их инициативы и самодеятельности; общественно полезная направленность деятельности; разнообразие форм внешкольной работы; учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

В СССР существовала педагогически целесообразная и разносторонняя государственная система внешкольных детских учреждений, куда входили сеть Дворцов и Домов пионеров, станции юных пионеров и натуралистов, музыкальные, художественные и спортивные школы, секторы при дворцах культуры и клубах, детские объединения добровольных спортивных обществ, загородные и городские пионерские лагеря, детские театры, стадионы, парки, библиотеки и другие учреждения. Сюда же входили внешкольные учреждения министерств культуры, путей сообщения, морского и речного флота. Основными принципами их работы были тесная связь с жизнью и производством, активное участие детей в общественно-полезном труде, многопрофильность деятельности.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Разработка методики системно-педагогического исследования
С самого начала обращения отечественной педагогики к системному подходу ведущие методологи педагогики указывали на необходимость разработки специально педагогической методологии системного подхода, имея в виду не только общую программу, но и тактику системно-педагогического исследования. М.А.Данило ...

Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов
В образовании России осуществляется переход от авторитарной к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося. Эффективность работы современной школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительн ...

Психофизиологические основы игровой деятельности детей младшего дошкольного возраста
Период от 0 до 5 лет является определяющим для становления речи. В это время интенсивно развивается мозг, и формируются его функции. Согласно исследованиям физиологов, функции центральной нервной системы легко поддаются тренировке именно в период их естественного формирования. Без тренировки развит ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru