Развитие дополнительного образования в России в советский период

Аналитическое образование » Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области » Развитие дополнительного образования в России в советский период

Страница 2

К 1970-м годам в СССР произошло закрепление концепции и формы работы внешкольного учреждения, которая была разработана в 50-60 гг. По мнению экспертов, внешкольное учреждение представляло собой коллектив детей и взрослых объединенный общностью цели, а также синтезом формальных и неформальных отношений между школьниками и педагогами.

В советской системе образования в качестве главных принципов вне-школьной работы считались:

- массовость и общедоступность занятий на основе объединения детей по интересам;

- развитие инициативы у школьников и их самостоятельности;

- общественная польза от занятий;

- многообразие форм внешкольной работы;

- обращение внимания на возраст и индивидуальные особенности ребенка или подростка.

В целом, в 1970-80 гг. был достигнут пик наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социалистического общества. Именно тогда определились приоритетные направления внешкольного досуга, и сложилась отечественная система работы с детьми, единственная в своем роде - разграничивающая и четко формирующая определенные задачи и содержание воспитательной работы. Весь воспитательный процесс при этом обязательно опирается на индивидуальные особенности и учитывает возраст ребенка. Все это позволило сформировать уникальный комплекс по воспитанию и внешкольному образованию детей и молодежи.

Внешкольные учреждения, наряду со средними образовательными заведениями, стали одними из главных воспитательных инструментов, методическая роль в распространении педагогических знаний зачастую выходила на первый план, уделялось внимание индивидуальной работе с детьми из неблагополучных семей. Усилилась роль внешкольных центров в координации всей воспитательной работы.

В 80-е гг. стали выявляться слабые места системы, в частности, стало ясно, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности. Для решения новых проблем требовался творческий поиск путей и новых средств модернизации всей структуры внешкольного образования при соответствующем документационном обеспечении нового правового статуса. Все эти и другие проблемы резко обострились в условиях реформирования экономики страны. Общеизвестно, что с 1992 года дополнительное образование детей включено Законом Российской Федерации «Об образовании» в государственную систему образования. Именно с этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 утверждается «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Эти два государственных документа являются знаковыми для исторического обозрения дополнительного образования детей в качестве новой образовательной структуры.

Выводы:

1. Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика внешкольного образования, общественного воспитания, социально-культурной деятельности, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.

2. возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX века, т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

3. Идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании (образовании себя) является ключевой для теории современного дополнительного образования детей.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Методы основанные на полихудожественном подходе к музыкально-образовательному процессу
Данные методы базируются на интегрированном освоении детьми единого художественного пространства, т.е. в их основе заложен принцип многовариантного взаимодействия различных видов искусства с учетом их доминантности. Полихудожественный подход к музыкальному образованию находит яркое отражение в целя ...

Структура рабочей программы
Так как рабочая программа является нормативно-управленческим документом педагога образовательного учреждения, характеризующим систему организации образовательной деятельности и показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития воспитанников педагог соз ...

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для большого количества людей. Около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ. Новые ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru