Развитие дополнительного образования в России в советский период

Аналитическое образование » Развитие дополнительного образования в Новосибирске и области » Развитие дополнительного образования в России в советский период

Страница 2

К 1970-м годам в СССР произошло закрепление концепции и формы работы внешкольного учреждения, которая была разработана в 50-60 гг. По мнению экспертов, внешкольное учреждение представляло собой коллектив детей и взрослых объединенный общностью цели, а также синтезом формальных и неформальных отношений между школьниками и педагогами.

В советской системе образования в качестве главных принципов вне-школьной работы считались:

- массовость и общедоступность занятий на основе объединения детей по интересам;

- развитие инициативы у школьников и их самостоятельности;

- общественная польза от занятий;

- многообразие форм внешкольной работы;

- обращение внимания на возраст и индивидуальные особенности ребенка или подростка.

В целом, в 1970-80 гг. был достигнут пик наивысшего развития внешкольных учреждений, являющихся составной частью социалистического общества. Именно тогда определились приоритетные направления внешкольного досуга, и сложилась отечественная система работы с детьми, единственная в своем роде - разграничивающая и четко формирующая определенные задачи и содержание воспитательной работы. Весь воспитательный процесс при этом обязательно опирается на индивидуальные особенности и учитывает возраст ребенка. Все это позволило сформировать уникальный комплекс по воспитанию и внешкольному образованию детей и молодежи.

Внешкольные учреждения, наряду со средними образовательными заведениями, стали одними из главных воспитательных инструментов, методическая роль в распространении педагогических знаний зачастую выходила на первый план, уделялось внимание индивидуальной работе с детьми из неблагополучных семей. Усилилась роль внешкольных центров в координации всей воспитательной работы.

В 80-е гг. стали выявляться слабые места системы, в частности, стало ясно, что для дальнейшего развития внешкольных учреждений требуется предоставление им большей финансовой и хозяйственной самостоятельности. Для решения новых проблем требовался творческий поиск путей и новых средств модернизации всей структуры внешкольного образования при соответствующем документационном обеспечении нового правового статуса. Все эти и другие проблемы резко обострились в условиях реформирования экономики страны. Общеизвестно, что с 1992 года дополнительное образование детей включено Законом Российской Федерации «Об образовании» в государственную систему образования. Именно с этого времени начался процесс преобразования системы внешкольной работы и внешкольного воспитания в систему дополнительного образования детей. В марте 1995 года Постановлением Правительства Российской Федерации № 233 утверждается «Типовое положение об учреждении дополнительного образования детей». Эти два государственных документа являются знаковыми для исторического обозрения дополнительного образования детей в качестве новой образовательной структуры.

Выводы:

1. Историческими предпосылками возникновения и становления отечественной системы дополнительного образования детей послужили теория и практика внешкольного образования, общественного воспитания, социально-культурной деятельности, детского движения, попечительской и благотворительной деятельности в России.

2. возникновение внешкольного образования в России относится к концу XIX века, т.е. с момента возникновения кружков, курсов ликвидации неграмотности.

3. Идея о свободном выборе и праве ребенка на его осуществление в собственном образовании (образовании себя) является ключевой для теории современного дополнительного образования детей.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Содержание творческой работы
Основной идеей творческой работы стало выполнение двухфигурной композиции в технике барельеф, что на наш взгляд полно раскроет композиционные законы. С помощью творческой работы, мы еще раз показывали, красоту животного мира и великолепие животных в нём. Правдиво изображать натуру – это уметь конст ...

Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...

Теоретические основы
Теоретико-методологическая основа исследования: методические и научные исследования предметно-игровой среды Л.С.Выготского, М.И.Лисиной, С.Л.Рубинштейна, и других, концептуальные положения организации детских игр Б. Б. Ананьева, Е. Ф. Рыбалко, А.Валлона, А.Н.Леонтьева, Н.Н.Подъякова, Д. В. Менджери ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru