Развитие фонематических процессов у младших школьников в норме и при нарушениях произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи » Развитие фонематических процессов у младших школьников в норме и при нарушениях произносительной стороны речи

Страница 1

Младший школьный возраст можно назвать периодом наиболее интенсивного освоения смыслов и целей человеческой деятельности. Главным новообразованием становиться новая внутренняя позиция, новый уровень осознания своего места в системе общественных отношений. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становиться основой перестройки психических процессов, орудием мышления. На протяжении младшего школьного возраста продолжает расти словарный состав речи. Функция общения является первой, но не единственной, которую выполняет речь. Эгоцентрическая речь превращается во внутреннюю речь и сохраняет свою планирующую функцию, т.е. является промежуточным звеном между внешней и внутренней речью ребенка.Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи. У большинства детей звукопроизношение практически полностью приходит в норму, однако у некоторых продолжает иметь место смешение свистящих и шипящих, а также отсутствие вибрантов. Ребенок правильно произносит шипящие звуки ш, ж, ч, щ, а также звук ц. Исчезает смягченное произношение согласных. В словах отсутствуют пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова. Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового анализа слов, звуковая оболочка слова перестала быть незаметной для восприятия. Дети способны произвольно менять громкость голоса, умеют воспроизводить различные интонации.

Звуковая сторона языка усваивается ребенком постепенно. У детей младшего школьного возраста могут отмечается неправильное произношение отдельных звуков, особенно шипящих, перестановка или пропуск звуков и слогов в слове. У некоторых детей наблюдается быстрая, нечеткая речь, при которой ребенок недостаточно открывает рот, слабо артикулирует звуки.

Эти особенности речи не являются патологическими, они объясняются медленным развитием моторики речедвигательного аппарата. При движениях органов речедвигательного аппарата особенно важна тонкая координация мелких мышц, точность и быстрота этих движений, а такие качества формируются постепенно. Есть свои особенности и у речевого дыхания детей: оно поверхностное, с шумными частыми вдохами, без пауз.

Дифференцировка фонем подчиняется определенному закону - вначале возникает грубая дифференцировка, по наиболее сильным компонентам, в дальнейшем она делается все более и более тонкой.

Так как в звуках речи наибольшими акустическими различиями обладают гласные и согласные, то прежде всего возникает дифференцировка между этими категориями звуков. Первоначально ребенок еще не делает различия между отдельными согласными, но уже замечает наличие или отсутствие какого-либо согласного в слове. На следующем этапе сравнительно быстро происходит дифференцировка гласных. Вначале а отличается от других гласных - не -, потом различаются у - и, о - э, у - э, о - и, у - о, и – э. По тому же закону дифференцируются и согласные. Вначале выделяются наиболее резко различные по акустическим признакам группы согласных - сонорные (образуемые при участии голоса) и шумные (без голоса). Вслед за этим дифференцируются все согласные по одному из особенно характерных для русского языка признаков речевого звука - мягкости и твердости. Далее происходит дифференцировка внутри разных сонорных согласных и, наконец, внутри шумных согласных.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Воспитательный и обучающий потенциал игровой деятельности
На значение игры в воспитательном процессе обращали специальное внимание классики советской педагоги Н.К. Крупская и А.С. Макаренко. Н.К. Крупская писала: «Увязка воспитательного процесса с жизнью останется чисто формальной и не даст воспитательного эффекта. Чтобы получился этот воспитательный эффе ...

Содержание блочной технологии обучения и использование в ней тестов
Отбор учебного материала следует начинать «сверху» — от современной картины мира, которая должна быть сформирована в сознании ученика к моменту окончания школы. Чрезвычайно важную роль играют глубина и степень детализации изучаемого материала. Приоритет отдается наиболее типичным научным фактам, в ...

Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков
Уже не однократно мы говорили о том, что для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употр ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru