Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

Аналитическое образование » Развитие фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи

В младшем школьном возрасте завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным. Так как звук является смысловой единицей лишь в слове, то вся работа по воспитанию правильного произношения неразрывно связана с работой по развитию речи детей.

Проблемой развития фонематических процессов у детей с речевой патологией занимались многие исследователи: В.И. Бельтюков, Г.И. Жаренкова, Г.А.Каше, Ермакова И.И., Тищенко В.В., В.А. Ковшиков, Р.И. Лалаева, Р.Е.Левина, Н.А.Никашина, А.Д.Салахова, Л.Ф.Спирова, Т.Б.Филичева, М.Е. Хватцев, Г.В.Чиркина и другие.

Одним из разделов общей культуры речи, которая характеризуется степенью соответствия речи говорящего нормам литературного языка, является произносительная сторона, или звуковая ее культура. Основным компонентом произносительной стороны речи являются звуки речи (система фонем). В любом языке существует определенное количество звуков, которые создают звуковой облик слова. Звук вне речи не имеет значения, он приобретает его лишь в структуре слова, помогая различать одно слово от другого. Все звуки речи различаются на основе артикуляторных (разница в образовании) и акустических (разница в звучании) признаков. Звуки речи являются результатом сложной работы различных частей речевого аппарата. В их образовании принимают участие три отдела речевого аппарата: энергетический (дыхательный) - легкие, бронхи, диафрагма, трахея; генераторный (голосообразующий) - гортань с голосовыми связками и мышцами; резонаторный (звукообразующий) - полость рта и носа. Взаимосвязанная и координированная работа трех частей речевого аппарата регулируется деятельностью центральной нервной системы.

Звуки речи образуются в ротовой и носовой полостях. Наибольшую роль в образовании звуков играет ротовая полость, так как она может менять свою форму и объем, благодаря наличию подвижных органов: губ, языка, мягкого неба, маленького язычка.

В период формирования речь каждого ребенка в фонетическом отношении в большей или меньшей степени страдает недостатками. Нарушения проявляются в дефекте воспроизведения звуков речи: искаженном (ненормативном) их произнесении, заменах одних звуков другими; смешении звуков и, реже, их пропусках.

Актуальность данной темы заключается в том, что глубокое знание особенностей развития речи у детей в норме и при нарушениях произносительной стороны речи детей позволяет специалисту, работающему с детьми хорошо понять причины нарушений, прогноз, выбрать правильные пути коррекции и помощи детям, имеющим эти проблемы. Считаю, что знание этапов развития тех или иных речевых умений, временных рамок развития этих умений, допустимые отклонения и патологические особенности - это необходимый фундамент, на котором должен основываться профессиональный опыт любого специалиста, работающего с детьми как нормальными, так и с имеющими нарушения произносительной стороны речи.

Объект исследования – нарушения произносительной стороны речи у младших школьников.

Предмет исследования – фонематические процессы у младших школьников с нарушениями произносительной стороны речи.

Цель данной работы состоит в изучении развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

Задачи:

1. Провести теоретический анализ проблемы формирования фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

2. Рассмотреть методики по изучению развития фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

3. Провести диагностику фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

4. Провести коррекцию фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

Гипотеза: мы предполагаем, что при специально проведённых коррекционных занятиях по развитию фонематических процессов у детей младшего школьного возраста с нарушениями произносительной стороны речи будет иметь место положительная динамика в становлении правильной (чистой) речи ребёнка.

С целью подтверждения выдвинутой нами гипотезы было проведено эмпирическое исследование, задачей которого являлось диагностика фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи.

В эксперименте принимали участие дети младшего школьного возраста в количестве 4 человек, посещающие логопедические занятия в г.Ельце.

Методы исследования: теоретический анализ психолого-педагогической и научной литературы, обобщения и интерпретации научных данных, а так же эмпирическое исследование с помощью различных психологических методик по диагностике фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи (авторы - Лалаева Р.И., Тищенко В.В., Ермакова И.И.).


Статьи по теме:

Виды семейных взаимоотношений
В зависимости от царящей в них обстановки, все семьи можно разделить на пять групп: 1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между родителями и детьми. Эта атмосфера благоприятна для всех членов семьи, так как родители имеют возможность оказывать влияние в тех сторонах жизни сына или ...

Сущность понятий «знания», «умения», «навыки»
Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека как личности осуществляется в ...

Философские взгляды на эффективность познавательной деятельности человека
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем. Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире. Функцию ориентации человека восполняет знани ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru