Учащиеся, их состав и успеваемость

Страница 1

Несмотря на трудности, с которыми пришлось сталкиваться средним учебным заведениям, их положение постепенно улучшалось и становилось всё более устойчивым. Одним из показателей устойчивости является постепенный рост числа учащихся в этих заведениях. К 1 января 1891 г. в четырёх мужских гимназиях было 773 учащихся, в трех реальных училищах было 215 учащихся и в 13 женских гимназиях и прогимназиях - 1576 воспитанниц. Всего 2564 чел. Особенно следует выделить данные, показывающие рост количества учащихся в мужских гимназиях в период с 188 по 1891 гг. Этот рост составил 162 чел. (1,3 раза), в то время как по России в целом и в Западной Сибири в частности наблюдалось сокращение количества учащихся. В России с 1882 по 1895 гг. сокращение составило 2888 чел. а в Западной Сибири с 1881 по 1891 гг. - 41 чел.

Закрывая приготовительные классы, директора гимназий и прогимназий вскоре начали ходатайствовать перед высшим учебным начальством об открытии приготовительных классов и изыскивать на их содержание средства. Так, Красноярская гимназия, закрыв приготовительный класс в 1888 г., вновь открыла его в 1889 г.

Развитие капиталистических общественных отношений способствовало пробуждению сознания трудящихся Восточной Сибири на втором и особенно на третьем этапах, ставших теперь усиленно тянуться к знаниям. Ярким свидетельством тому является количественный рост числа учащихся.

Развитие капиталистических производственных отношений оказало большое влияние на процесс перерастания средней школы региона из сословной в классовую. Это было своеобразное приближение среднего образования к требованиям буржуазного общества. Суть данного явления заключалась в том, что классовая школа юридически являлась доступной для всех слоёв населения. Для обучения в ней не требовалось никаких сословных привилегий; надо было лишь вносить необходимую плату за обучение и нести все расходы по содержанию обучающегося. При таком положении дела появилась возможность создания единой школы.

Развития системы образования в регионе по сословному составу в мужских учебных заведениях самой многочисленной была группа детей дворян и чиновников, в женских гимназиях и прогимназиях — группа детей средних и низших городских сословий. В 1890 г. в Читинской гимназии дети чиновников составляли 44,1 %, дети лиц духовного звания — l,4 %,дети средних и низших городских сословий — 35,2 %, дети сельских сословий — 19,З %.

В реальных училищах количество детей дворян и чиновников к 1900 г. снизилось до 35,2% в Троицкосавском реальном училище, до 40,1% — в Якутском и до 32,1% — в Нерчинском, в то время как дети городских сословий составили в этих же училищах соответственно 49,7, 45,3 и 51,6%. Изменение сословного состава учащихся реальных училищ делало их более демократичным типом средней школы по сравнению с классической гимназией.

В женских гимназиях и прогимназиях, как и вначале 90-х гг., преобладали дети городских сословий. Однако процентное соотношение детей городских сословий увеличивалось, а детей дворян - уменьшалось. Так, в 1907 г. по сравнению с 1896 г. в Иркутской второй гимназии количество детей чиновников снизилось с 35,7 до 28,7%, а детей городских сословий увеличилось с 41,9 до 44,1%. В Енисейской гимназии, по данным за эти же годы, число дворянских детей уменьшилось с 26,7 до 18,5%, а детей городских сословий увеличилось с 54,8 до 62%. В отличие от мужских учебных заведений, в женских школах росло количество крестьянских детей. Так, в 1896 г. в Иркутской гимназии детей крестьян было 7,5%, а в Енисейской - 9,6 %; в 1907 г. - соответственно 10,4 и 14,7%.

В период, начавшийся после поражения революции 1905-1907 гг., произошёл перелом в пользу классовой школы не только в женских школах, но и в мужских. В реальных училищах это было предопределено их более быстрым ростом по сравнению с мужскими гимназиями и их меньшей престижностью. Процесс демократизации школьной жизни определялся во многом изменениями контингента учащихся. При довольно ограниченной численности населения дворянского сословия в Восточной Сибири такой фактор имел известное значение.

В коммерческих училищах с самого начала их существования мог обучаться любой ребенок школьного возраста, имеющий достаточную подготовку и способный оплачивать пребывание в школе.

В период после 1908 г. в связи с развитием сельского хозяйства по капиталистическому пути вырос спрос на среднее образование и в деревне. Крестьянство, в первую очередь зажиточное, теперь также проникается стремлением дать своим детям более солидное, чем начальное, образование. Поэтому, несмотря на то что средние учебные заведения находились в городах, а значит, требовали от сельского жителя дополнительных расходов на обучение своего ребенка, количество детей сельских сословий в средних школах постепенно росло. .

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Особенности управления дошкольным образовательным учреждением на этапе внедрения педагогических технологий
Алгоритм управленческих действий на этапе внедрения новых педагогических технологий создан Л.Г. Богословец. Данная модель управления педагогическим процессом объединяет коллектив воспитателей, родителей и детей в едином образовательном пространстве, обеспечивающем соответствующее возрасту детей раз ...

Формы и методы, которые использует педагог дополнительного образования при решении задач профессиональной ориентации
Планировать работу педагога ДО по профессиональному просвещению в школе, в частности по профпропаганде и последующей профагитации, следует в соответствии с предварительной профдиагностикой. Только на основе такого подхода можно проводить соответствующую работу со школьниками, направленную на формир ...

Компетентностный подход как условие формирования личности
В педагогической литературе часто употребляется и уже "устоялся" термин "компетентность". Его широкое применение вполне оправдано в связи с необходимостью обновления содержания образования и уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть учащиеся к окончанию образования. ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru