Содержание среднего образования

Страница 1

В 1870-1872 гг. были созданы три основных и наиболее распространённых типа общеобразовательной средней школы, которые просуществовали в Сибири с известными изменениями до их ликвидации в 1920-1921 гг. Классическая гимназия являлась привилегированной средней школой с восьмилетним курсом обучения, реальные училища с шестилетним курсом обучения и седьмым дополнительным классом, женские гимназии - с семилетним курсом обучения и восьмым дополнительным педагогическим классом.

Различие в общественном положении между учебными заведениями в тех целях, для достижения которых создавались классические гимназии, реальные училища, женские гимназии и коммерческие училища, было подчёркнуто и наглядно видно в учебных планах этих школ.

Восточносибирские классические гимназии строили свою работу на основе учебного плана с двумя древними языками. Основными предметами обучения были латинский и греческий языки, на которые отводилось 85 годовых часов 41,3 % всего учебного времени, и математика, на которую вместе с курсами физики, естествознания и математической географии приходилось только 37 годовых часов (18%). Русский язык с церковно-славянским был значительно ущемлён по сравнению с древними языками – на него отводилось всего 24 часа. Таким образом, классическая гимназия имела ярко выраженное гуманитарно-грамматическое направление. На все языковые предметы отводилось 129 часов (62,1%), на гуманитарные - 141 час (68,4%). В 70-е гг. восточносибирские гимназии ещё продолжали временно работать с одним латинским языком из-за нехватки преподавателей греческого языка. Греческие уроки компенсировались дополнительными часами на русский и новые иностранные языки.

Учебный план реальных училищ заметно отличался от учебного плана классической гимназии. Восточносибирское Троицкосавское реальное училище строило свою работу на основе учебного плана для реальных училищ с коммерческим отделением в 5 и 6 классах, которое давало урезанное общее образование и узкую специальную подготовку. На коммерческие науки отводилось в 5 и 6 классах 14 часов, на письмоводство и книговодство по 5 часов в каждом классе и счетоводство по 2 часа.

По учебному плану женских гимназий учебные предметы подразделялись на обязательные и необязательные. Установлено 2 группы необязательных предметов: а) немецкий и французский языки, рисование и педагогика; б) один из иностранных языков, латинский и греческий языки. Восточносибирские гимназии приняли учебный план с первой группой необязательных предметов.

Новый учебный план гимназии, утверждённый царём 17 июля 1890 г., предусматривал ослабление классицизма, больший учёт возрастных особенностей детей, сокращение перегрузки учащихся, усиление национального элемента в образовании.

Анализ изменения сравнительных данных по новому учебному плану иллюстрирует некоторое ослабление классицизма в гимназическом образовании и усиление роли русского языка. Однако засилье классицизма не было устранено.

Большую взаимосвязь получили языковые предметы. Рекомендовалось увязывать изучение древних языков с новыми языками и с русским языком через сравнение грамматических структур, а также посредством литературных переводов с древних и новых языков на русский язык и т.д. Но теперь межпредметные связи должны были способствовать лучшему усвоению русского языка.

Вновь вводилось преподавание рисования (5 ч.). Кроме того, в качестве обязательных предметов сверх учебной сетки должны были преподаваться пение и гимнастика. Преподавание этих предметов могло бы, хотя и в незначительной степени, способствовать эстетическому и физическому воспитанию учащихся.

Следующие изменения в учебном плане реальных училищ произведены в 1895 г. Однако эти изменения относились только к перераспределению учебного материала по годам обучения. Несколько облегчились программы по русскому языку и математике в первом классе за счёт передвижения части учебного материала в старшие классы.

С начала 1901-1902 учебного года проект новой реформы средней школы, разработанный комиссией П.С. Ванновского, с одобрения царя начал вводиться в жизнь сроком на один год. В первых двух классах гимназии было прекращено преподавание латинского, греческого языков - в 3 и 4 классах; усилено преподавание русского языка и географии, введены элементарный курс русской истории, новый язык и естествознание. В восточносибирских гимназиях вместо греческого языка был введен в качестве обязательного второй новый язык, добавлено учебное время на изучение русского языка (2 ч.), немецкого языка (5 ч.), истории (4 ч.), математики (1 ч.). Введен новый предмет — природоведение (6 ч.). Одновременно на 12 часов сократили курс латинского языка. Общее количество часов по курсу гимназии возросло до 224.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Особенности работы по математическому развитию детей 3- го года жизни
В младшей группе начинают проводить специальную работу по формированию элементарных математических представлений. От того, насколько успешно будет организовано первое восприятие количественных отношений и пространственных форм реальных предметов, зависит дальнейшее математическое развитие детей. Со ...

Рекомендации по доработке проекта «Образование»
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Одна ...

Программа О.С. Ушаковой по развитию речи дошкольников как предлагаемая парциальная программа, повышающая уровень образования дошкольников
С целью повышения уровня обучения в плане развития речи детей детского сада № 165 предлагается внедрение программы О.С. Ушаковой в качестве парциальной программы, реализация которой должна повысить уровень обучения дошкольников в аспекте развития речи. Программа является результатом многолетних нау ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru