В 1870-1872 гг. были созданы три основных и наиболее распространённых типа общеобразовательной средней школы, которые просуществовали в Сибири с известными изменениями до их ликвидации в 1920-1921 гг. Классическая гимназия являлась привилегированной средней школой с восьмилетним курсом обучения, реальные училища с шестилетним курсом обучения и седьмым дополнительным классом, женские гимназии - с семилетним курсом обучения и восьмым дополнительным педагогическим классом.
Различие в общественном положении между учебными заведениями в тех целях, для достижения которых создавались классические гимназии, реальные училища, женские гимназии и коммерческие училища, было подчёркнуто и наглядно видно в учебных планах этих школ.
Восточносибирские классические гимназии строили свою работу на основе учебного плана с двумя древними языками. Основными предметами обучения были латинский и греческий языки, на которые отводилось 85 годовых часов 41,3 % всего учебного времени, и математика, на которую вместе с курсами физики, естествознания и математической географии приходилось только 37 годовых часов (18%). Русский язык с церковно-славянским был значительно ущемлён по сравнению с древними языками – на него отводилось всего 24 часа. Таким образом, классическая гимназия имела ярко выраженное гуманитарно-грамматическое направление. На все языковые предметы отводилось 129 часов (62,1%), на гуманитарные - 141 час (68,4%). В 70-е гг. восточносибирские гимназии ещё продолжали временно работать с одним латинским языком из-за нехватки преподавателей греческого языка. Греческие уроки компенсировались дополнительными часами на русский и новые иностранные языки.
Учебный план реальных училищ заметно отличался от учебного плана классической гимназии. Восточносибирское Троицкосавское реальное училище строило свою работу на основе учебного плана для реальных училищ с коммерческим отделением в 5 и 6 классах, которое давало урезанное общее образование и узкую специальную подготовку. На коммерческие науки отводилось в 5 и 6 классах 14 часов, на письмоводство и книговодство по 5 часов в каждом классе и счетоводство по 2 часа.
По учебному плану женских гимназий учебные предметы подразделялись на обязательные и необязательные. Установлено 2 группы необязательных предметов: а) немецкий и французский языки, рисование и педагогика; б) один из иностранных языков, латинский и греческий языки. Восточносибирские гимназии приняли учебный план с первой группой необязательных предметов.
Новый учебный план гимназии, утверждённый царём 17 июля 1890 г., предусматривал ослабление классицизма, больший учёт возрастных особенностей детей, сокращение перегрузки учащихся, усиление национального элемента в образовании.
Анализ изменения сравнительных данных по новому учебному плану иллюстрирует некоторое ослабление классицизма в гимназическом образовании и усиление роли русского языка. Однако засилье классицизма не было устранено.
Большую взаимосвязь получили языковые предметы. Рекомендовалось увязывать изучение древних языков с новыми языками и с русским языком через сравнение грамматических структур, а также посредством литературных переводов с древних и новых языков на русский язык и т.д. Но теперь межпредметные связи должны были способствовать лучшему усвоению русского языка.
Вновь вводилось преподавание рисования (5 ч.). Кроме того, в качестве обязательных предметов сверх учебной сетки должны были преподаваться пение и гимнастика. Преподавание этих предметов могло бы, хотя и в незначительной степени, способствовать эстетическому и физическому воспитанию учащихся.
Следующие изменения в учебном плане реальных училищ произведены в 1895 г. Однако эти изменения относились только к перераспределению учебного материала по годам обучения. Несколько облегчились программы по русскому языку и математике в первом классе за счёт передвижения части учебного материала в старшие классы.
С начала 1901-1902 учебного года проект новой реформы средней школы, разработанный комиссией П.С. Ванновского, с одобрения царя начал вводиться в жизнь сроком на один год. В первых двух классах гимназии было прекращено преподавание латинского, греческого языков - в 3 и 4 классах; усилено преподавание русского языка и географии, введены элементарный курс русской истории, новый язык и естествознание. В восточносибирских гимназиях вместо греческого языка был введен в качестве обязательного второй новый язык, добавлено учебное время на изучение русского языка (2 ч.), немецкого языка (5 ч.), истории (4 ч.), математики (1 ч.). Введен новый предмет — природоведение (6 ч.). Одновременно на 12 часов сократили курс латинского языка. Общее количество часов по курсу гимназии возросло до 224.
Статьи по теме:
Модели личностно-ориентированной педагогики
С методологической точки зрения все "существующие модели личностно-ориентированной педагогики по мнению И.С. Якиманской можно условно разделить на три группы: социально-педагогическая, предметно-дидактическая, психологическая". Первая из них жестко ориентирована на социальный заказ и с те ...
Опыт работы учителей начальных классов по формированию
универсальных учебных действий на уроках технологии
Рассмотрим опыт работы учителей начальных классов МОУ СОШ №1 им. П.К. Коршунова с. Алтайское Алтайского района по формированию универсальных учебных действий у детей младшего школьного возраста на уроках технологии. Информация по данной проблеме получена в методическом кабинете школы, путем изучени ...
Использование видео в старших классах
Кроме упражнений, где главную роль играет звуковая дорожка, на этом этапе можно использовать видео для изучения различных культурных и социокультурных явлений - видовые фильмы различной тематики для "опознания" культурно, значимых видов и памятников, портретов выдающихся деятелей прошлого ...