Содержание среднего образования

Страница 2

Сравнительный анализ учебных планов 1871 и 1906 гг. показывает, что удельный вес предметов сильно изменился. Количество часов на дренние языки снизилось в 2,8 раза (с 85 до 30 ч.), но возросло на русский язык в 1,4 раза (с 24 до 34 ч.), на иностранные языки – в 2,6 раза (с 19 до 50 ч.), на историю – в 1,7 раза (с 12 до 20 ч.). Возросло в 1,3 раза (с 37 до 48 ч.) количество часов и на предметы естественно-математического цикла.

Таким образом, учебный план классической гимназии 1906 г. стал ближе к запросам социально-экономической жизни общества.

В 1906-1907 учебном году произошли изменения учебного плана и программы реальных училищ в сибирском регионе, увеличившие количество часов на общеобразовательные предметы.

Новый план более выгодно отличался от прежних равномерностью распределения учебного плана по годам обучения. Было введено 2 часа французского языка в 7 классе, чем устранялась прерывистость в изучении этого предмета для будущих абитуриентов. Более равномерно распределился материал по физике: увеличен объём курса в 7 классе за счёт перераспределения материала из 5 класса в 6 класс и из последнего в 7 класс, в результате чего снят 1 час физики в 5 классе и добавлен 1 час в 7 классе. Добавлено 2 часа естествознания в 6 классе и 1 час перераспределён из 5 класса, тем самым заполнено «окно» в 6 классе. В связи с введением трёх часов естествознания в 6 классе преподавание географии перенесено в 5 класс, что также ликвидировало разрыв в прохождении курса географии.

Таким образом, в 1906 г. было в основном закончено преобразование содержания классической гимназии и реального училища. Дальнейшие изменения носили лишь частичный характер. Реальное училище развивалось как альтернативная школа.

В целом же изменения в учебном плане и программах женских учебных заведений к 1908 г. оказались незначительными. В 1906 г. ввели новую программу по рукоделию. Теперь рукоделию должны были обучать девочек с 1 по 6 классы включительно.

Общеобразовательные предметы представлены в учебном плане в течение всех 7 лет обучения. Предметы же специального цикла учащиеся начинали изучать только в 5 классе (химия — 2 ч.), затем в 6 классе — 6 часов (химия, коммерческая арифметика и бухгалтерия с корреспонденцией — по 2 ч. каждый). Остальные 19 часов были предусмотрены для изучения учениками 7 класса. Тот факт, что в выпускном 7 классе из 30 часов по учебному плану только 11 часов было отведено на общеобразовательные предметы, наглядно говорит об ориентации училищем своих выпускников на работу в промышленности, торговле и других сферах общественного производства. В 7 классе предусматривалось изучение 5 предметов, из которых только физика представляла цикл ecтественно-математических предметов, остальные: Закон Бижий, русский, немецкий и французский языки — религию и гуманитарные предметы. Получалось в некотором роде парадоксальное явление: предметы естественно-математического цикла, крайне необходимые для поступления в технические и иные высшие учебные заведения, не изучали, а в университеты выпускникам коммерческих училищ доступа не было; не могли они поступить и в историко-филологические институты, так как надо было ещё знать древние языки и историю в объёме гимназического курса.

Содержание школьного образования строили на основе взаимосвязи между отдельными учебными предметами. Прежде всего, реализовалось дидактическое требование о последовательности изучения тех или иных предметов. Так, изучение физики в 5 классе начинали только на базе алгебраической подготовки учащихся по математике. К изучению химии приступали в 6 классе, так как это требовало соответствующей подготовки учеников по математике и физике. Коммерческую арифметику начинали в 5 классе после изучения всего школьного курса арифметики и определённой алгебраической подготовки учащихся. То же самое наблюдается и по ряду других предметов.

Второе дидактическое требование заключалось в том, чтобы дать учащимся представление о взаимосвязи наук, показать, что каждая из них занимается изучением лишь каких-то отдельных сторон развития природы и общества, и поэтому они находятся в тесной связи между собой, а идеи одной науки используются в других науках. Таким образом, обусловливались важность межпредметные связей и их раскрытие при определении содержания училищного образования.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Дидактические игры для сенсорного развития детей 2-3 лет
Игра «Овощной магазин». Дидактическая задача. Расширять представления о форме, величине, цвете; развивать навыки сравнения предметов. Игровая задача. Быть хорошими продавцами, правильно отобрать овощи для покупателей. Игровое правило. Не ошибаться при сортировке товара, не сердить директора ежика. ...

Анализ учебников по истории Древнего мира
На изучение истории в 5 классе отводится не менее 45 ч. Культурно-исторический материал занимает в курсе значительное место. На изучение всех этих вопросов в программе отведено недостаточно времени. При изложении культурно-исторического материала должны быть показаны исторические условия развития к ...

Психолого-педагогические условия по воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников
Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическ ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru