Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников

Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот вид деятельности их увлекает и радует. Но если учащимся дать конкретную тему для рисования или предложить выполнить рисунок с натуры, то большого интереса и желания проявлено не будет. Отсюда следует вывод, что учащиеся охотно рисуют только то, что умеют. Там, где от них требуются соответствующие знания и умения, наблюдаются пассивность, инертность, негативное отношение к работе.

Пониженный интерес к изобразительной деятельности отрицательно сказывается не только на качественной стороне рисунков, но и на выборе тематики, которая оказывается крайне ограниченной. В рисунках, выполненных по желанию самих учащихся, часто отражается не то, что им ближе и с чем они чаще встречаются, а то, что они умеют и что позаимствовали от своих товарищей. Обычно это заученные изображения (дом, машина, корабль, самолет, цветы и т.д.), которые повторяются из рисунка в рисунок с небольшими изменениями и дополнениями. При этом, как правило, в каждом рисунке повторяются одни и те же ошибки, сохраняется несоответствие между реальностью и изображением.

Головина Т.Н. (1974) приводит такую типичную ошибку, как рисование дома в несколько этажей и одной двери, размер которой равен дому. Детей не интересует содержание – их больше всего занимает процесс воспроизведения формы, которым они овладели. Характерно, так же, что изображение одного и того же предмета может повторяться бесчисленное количество раз. Это могут быть снежинки в виде крестиков или точек, звезды на небе, птицы, капли дождя и т.д. «Прилипчивость», отмечает Головина Т.Н. (1974), к одному роду действий, «графическое переживание» одной и той же формы – черта, присущая умственно отсталым школьникам.

Ограниченность тематики рисунков проявляется еще и в том, что учащиеся очень часто пользуются так называемыми «графическими штампами», т.е. заученным произведением какой-либо картины. Чаще всего таким «штампом» является изображение дома, из трубы которого идет дым, забора, дерева и солнца с расходящимися лучами.

В тематике рисунков умственно отсталых школьников наиболее часто встречаются конкретно-ситуативные, узкие незначимые, обыденные темы типа «флаг – звезда», «скатерть – ковер». С.К. Сиволапов (1988) обращает особое внимание на подмену изображений предметов изображениями геометрических фигур, что служит дополнительным подтверждением недостаточной развитости процесса формирования образов-представлений.

Создание рисунка во многом определяется восприятием, от характера и качества которого всецело зависит и качество изображения. Целенаправленное восприятие – необходимое условие для полноценного отражения в рисунках предметов и явлений объективного мира. Специальными исследованиями известного деятеля в области художественного воспитания детей Сакулиной Н.П. (1982) установлен познавательный характер детского восприятия, которое неразрывно связано с мышлением и речью. Она, так же, сделала вывод о том, что тот факт, что образы восприятия обобщаются, а не просто сохраняются в памяти, позволяет считать представления относящимися к процессу мышления. Данный вывод является чрезвычайно важным для построения системы коррекционно-воспитательной работы в школе.

Известно, что роль представлений в психической жизни ребенка очень велика: процессы памяти, мышления, воображения, эстетические чувства и волевые действия никогда не происходят без участия представлений. В связи с этим занятия тематическим рисованием имеют особое значение в развитии умственно отсталых школьников и, особенно, в формировании у них элементов воображения.

Рисование на темы предполагает изображение по представлению отдельных предметов или несложных сюжетов из жизни, а также иллюстрирование специально подобранных учителем рассказов описаний или отрывков из литературных произведений. Такая работа требует от детей мобилизации опыта, активизации представлений и воображения в соответствии с определенной целью – отразить в графической форме конкретную тему. Ее раскрытие вызывает необходимость припоминания соответствующих образов, их строения, формы, величины, цвета. Значительные усилия требуют от детей, что бы они могли решать задачи по композиции рисунка.


Статьи по теме:

Сказка как один из приемов формирования грамматических навыков
Уже не однократно мы говорили о том, что для того чтобы состоялось адекватное осознание учеником конкретного грамматического явления, учитель стремится как можно полнее и точнее раскрыть значение новой грамматической конструкции, обратить внимание на ее особенности и формы, продемонстрировать употр ...

Опыт применения игр в образовательном процессе начальной школы
Многие педагоги в начальных классах используют различные игровые приемы на своих уроках, а также различные игры во внеурочной работе групп продленного дня. Далее предлагается рассмотреть положительные и отрицательные опыты учителей применения игр в образовательном процессе начальной школы. Опытные ...

Психологический компонент
Определение содержания обучения иностранному языку невозможно без обращения к психологии - науке о закономерностях психического отражения действительности в сознании человека, исследующей душевные свойства, мыслительную деятельность и состояние индивида в зависимости от условий, в которых они прояв ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru