Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Аналитическое образование » Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена » Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Страница 1

Различные курсы гражданского образования сегодня существуют уже во многих школах Российской Федерации. В ряде регионов оно включено в региональный образовательный компонент. Появились и продолжают появляться различные курсы и программы как рекомендованные для применения в общеобразовательных школах Министерством образования РФ, так и альтернативные. Все эти учебные курсы, учебники, пособия, программы и т.д. вышли с различными названиями, содержанием и объемом охвата тематики гражданского образования.

Поток информации, предлагаемой в помощь школьным учителям, занимающимся гражданским образованием, возрос на столько, что лишил последних возможности выбора действительно хорошего учебного пособия по данному предмету. Различный объем информации и названия носят не только сами учебники, программы и методические пособия, но и сами школьные предметы. Так с тематикой гражданского образования в школах существуют такие предметы как граждановедение, обществоведение, человек и общество, обществознание, человековедение и многие другие.

Наиболее распространенным учебно-методическим комплексом является курс «Граждановедение» Я.В. Соколова. Пособия по этому курсу были одобрены Главным Управлением содержания общего среднего образования Министерства образования России и Ученым Советом НИИ теории и методов воспитания Российской академии образования. Назовем ряд пособий: Соколов Я.В. Права человека. Пособие по курсу «Граждановедение». Пособие для учащихся 7-9 классов. 2. Прутченков Ф.С., Соколов Я.В. Основа рыночной экономики. Пособие по курсу «Граждановедение» для учащихся 7-9 классов, их родителей и учителей. 3-5. Соколов Я.В. Граждановедение. Пособие для учащихся 5-9 классов, их родителей и учителей. Часть 1-3.

Первое пособие по правам человека состоит из двух разделов. Первый раздел называется «Что такое права человека» и рассматривает такие вопросы: зачем человеку права, как их необходимо защищать, а также в чем заключается деятельность Организации Объединенных Наций. Второй раздел «Всеобщая Декларация прав человека» содержит учебные материалы о личных, политических, экономических и культурных правах и свободах, а также о соотношении прав человека и правопорядка в обществе. Изучение каждой темы в пособии содержит определенную структуру. В ходе изложения автором информации в тексте регулярно встречаются определенные задания, которые чаще всего подразумевают разбор проблемных ситуаций по изучаемой теме, художественное воплощение того или иного правового аспекта, или работу с Всеобщей Декларацией прав человека и другими текстами. По итогам каждого занятия автор предлагает учащимся ряд вопросов и заданий, среди которых есть тестовые вопросы с характеристиками респондентов, выбравших определенные ответы. Также в конце изучаемых тем содержится определенная информация для размышления. Это различные ситуации, взятые из реальной жизни, выступления выдающихся общественных деятелей, выдержки из газет и литературы. Кроме того, по изучаемым темам приводятся высказывания всевозможных исторических личностей, писателей и философов, пословицы и др. По некоторым из них учащиеся должны высказать собственное мнение, оспорить или поддержать их. Еще автор предлагает для учащихся темы сочинений и сообщений, а также приводит словарь применяемых в тексте терминов и характеристик упоминаемых личностей.

С мая 1992г. в области гражданского образования активно ведет работу Молодежный Центр прав человека и правовой культуры. Концепция сотрудников Центра по реализации гражданского образования нашла свое отражение в таких учебных пособиях, сборниках и книгах: 1. Ролевые игры в преподавании прав человека. 2. Преподавание прав человека в 5-9 классах средней школы. 3. Преподавание прав человека в 6-8 классах средней школы: Книга для учителя. В 2т. 4. Права человека. Книга для чтения 5-9 классы. 5. Права человека. Книга для чтения 5-9 классы. В 3ч.

Все эти сборники, книги и пособия выпущены с целью правого просвещения и распространения идей прав человека и предназначены для школьников, студентов, преподавателей ВУЗов, правозащитников, учителей и педагогов, работающих в области гражданского и патриотического образования.

В трудах, выпущенных Центром предлагается такая схема гражданского образования школьников, которая строится на проведении по каждой из тем курса ролевых игр и затем - занятий (лекций, дискуссий, традиционных уроков), развивающих основные затронутые в игре вопросы. Игры в данном случае призваны для постановки проблемы. Они предоставляют участникам возможность рассмотреть проблему изнутри, вплотную столкнуться с ней. «На следующих за игрой занятиях учитель переносит проблему из игрового плана в план реальный, формализует ее и переводит ее с необходимого на начальном этапе уровня эмоциональных переживаний на уровень осознания ее реальной значимости. Этим задачам служит преподавание детям фактической информации по теме (статистических данных, отчетов правозащитных организаций, экспертных заключений и т.д.), обсуждение ее в группах, анализ правовых документов и возможностей их использования людьми для защиты своих прав».

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Опыт организации юннатского движения в ряде ЭБЦу российских регионов
В данной главе мы приводим сведения о работе некоторых станций юннатов и эколого-биологических центров учащихся, полученные на основе проработки информационных материалов (отчетов СЮН и ЭБЦу, работ учащихся на Всероссийских итоговых мероприятиях). Как показывает практика, изменились приоритеты в на ...

Методические рекомендации по изучению раздела «кулинария» с применением информационных технологий
Сырники - это вкусное и популярное блюдо из творога. Помимо творога для приготовления сырников используют яйца, муку и сахар, затем придают форму небольшой лепёшки и обжаривают с двух сторон на сковородке, запекают в духовке или отваривают. Почему сырники получили такое название? Ведь их делают не ...

Эмпирическое исследование сохранения объема
Цель нашего исследования, выявить до какого возраста в наше время сохраняется феномен «сохранения объема». Для этого мы взяли задачу Пиаже на сохранение объема и провели индивидуальное собеседование с группой детей. В нашу группу вошли испытуемые от 3-х до 6-ти лет, по два ребенка на каждый возраст ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru