Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Аналитическое образование » Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена » Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Страница 2

На сайте в сети Интернет http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/30/t3.htm размещена программа по граждановедению учителя из г. Кемерово Галины Довгаль «Общество. Человек. Его права и свободы». Этот интегрированный курс рассчитан на сквозное обучение школьников с 8-го по 11-й класс. «Он может использоваться в вариативной и инвариативной части базисного плана как альтернативный курс «Обществознание». Курс включает разделы: человек и общество, вопросы современного Российского законодательства, права и свободы человека и гражданина. Материал строится вокруг конкретных проблем из реальной жизни. Данный курс можно использовать в общеобразовательной школе и в классах с углубленным изучением общественных и гуманитарных дисциплин. В процессе работы используются различные методы контроля знаний, умений, навыков школьников: фронтальный и индивидуальный опрос, диктанты, тесты, решение логических задач, «синквейн», зачеты, олимпиады и т.д.».

Курс состоит из шести разделов. Основными темами разделов являются: взаимоотношения человека и общества, экономика, основные права и свободы гражданина, гражданское общество и правовое государство, обязанности граждан, семейные отношения.

Анализируя предложенный интегрированный курс в данном описании, можно сказать о неплохой его теоретической разработке.

К интеллектуальным навыкам относятся: умение выражать свои мысли в письменной и устной формах, вести дискуссию, слушать другого, аргументировано защищать собственную точку зрения, работать с источниками информации, критически анализировать их, отказываться от общепризнанных клише, стереотипов, предрассудков. К социальным навыкам относятся: чувство сопереживания другому, стремление к социальной справедливости, готовность придти на помощь в сложной ситуации. Теоретической основой предложенных уроков послужили статьи Всеобщей декларации прав человека. Темы же выбраны из методических разработок Молодежного центра прав человека и правовой культуры и из ситуаций, случавшихся в жизни.

Пособие «Что такое граждановедение?» имеет ряд положительных отзывов со стороны коллег автора. Однако пособие скорее призвано привлечь внимание к проблемам гражданского образования, в общем, и к интерактивным методикам в частности, чем стать действительно основным курсом гражданского образования в школе в среднем звене.

Пособие очень актуально в том смысле, что акцентирует внимание на нетрадиционных методах преподавания материала, однако вообще не содержится ни какой информации о теоретических аспектах изучаемых проблем. Его хорошо использовать при демонстрации возможностей гражданского образования, применять отдельные его части на школьных предметах гуманитарного цикла, а также использовать на факультативных курсах по гражданскому образованию.

Рассмотренные материалы весьма разнообразны и оригинальны, и имеют большое практическое и теоретическое значение. Их применение в рамках других курсов и программ существенно повысило бы их эффективность.

Анализ научных источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы:

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности и патриотизма, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

- гражданственность созидательна, а значит, формировать ее надо через деятельность;

- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Исследование категорий и форм планирования воспитательной работы в школе
Планирование позволяет не только значительно уменьшить долю неопределенности в развитии педагогической ситуации, но и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, а также упорядочить протекание процессов обучения и воспитания школьников. Результаты исследования Т.В. Ильиной свидете ...

Особенности урока иностранного языка
У урока иностранного языка своя специфика, которую учитель иностранного языка не может не учитывать. В настоящее время глобальной целью овладения иностранным языком считается приобщение к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования способности к межкультурной ...

Анализ и сущность понятий «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни»
В развитии понятия здоровья в литературе наметилось три основных направления. Первое из них можно охарактеризовать как вербальное, с накоплением вербальных признаков здоровья, второе - условно можно назвать «относительным», т.к. здоровье определяется относительно т.н. «нормы», и третье, менее разви ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru