Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Аналитическое образование » Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена » Анализ программ и курсов гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах

Страница 2

На сайте в сети Интернет http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/30/t3.htm размещена программа по граждановедению учителя из г. Кемерово Галины Довгаль «Общество. Человек. Его права и свободы». Этот интегрированный курс рассчитан на сквозное обучение школьников с 8-го по 11-й класс. «Он может использоваться в вариативной и инвариативной части базисного плана как альтернативный курс «Обществознание». Курс включает разделы: человек и общество, вопросы современного Российского законодательства, права и свободы человека и гражданина. Материал строится вокруг конкретных проблем из реальной жизни. Данный курс можно использовать в общеобразовательной школе и в классах с углубленным изучением общественных и гуманитарных дисциплин. В процессе работы используются различные методы контроля знаний, умений, навыков школьников: фронтальный и индивидуальный опрос, диктанты, тесты, решение логических задач, «синквейн», зачеты, олимпиады и т.д.».

Курс состоит из шести разделов. Основными темами разделов являются: взаимоотношения человека и общества, экономика, основные права и свободы гражданина, гражданское общество и правовое государство, обязанности граждан, семейные отношения.

Анализируя предложенный интегрированный курс в данном описании, можно сказать о неплохой его теоретической разработке.

К интеллектуальным навыкам относятся: умение выражать свои мысли в письменной и устной формах, вести дискуссию, слушать другого, аргументировано защищать собственную точку зрения, работать с источниками информации, критически анализировать их, отказываться от общепризнанных клише, стереотипов, предрассудков. К социальным навыкам относятся: чувство сопереживания другому, стремление к социальной справедливости, готовность придти на помощь в сложной ситуации. Теоретической основой предложенных уроков послужили статьи Всеобщей декларации прав человека. Темы же выбраны из методических разработок Молодежного центра прав человека и правовой культуры и из ситуаций, случавшихся в жизни.

Пособие «Что такое граждановедение?» имеет ряд положительных отзывов со стороны коллег автора. Однако пособие скорее призвано привлечь внимание к проблемам гражданского образования, в общем, и к интерактивным методикам в частности, чем стать действительно основным курсом гражданского образования в школе в среднем звене.

Пособие очень актуально в том смысле, что акцентирует внимание на нетрадиционных методах преподавания материала, однако вообще не содержится ни какой информации о теоретических аспектах изучаемых проблем. Его хорошо использовать при демонстрации возможностей гражданского образования, применять отдельные его части на школьных предметах гуманитарного цикла, а также использовать на факультативных курсах по гражданскому образованию.

Рассмотренные материалы весьма разнообразны и оригинальны, и имеют большое практическое и теоретическое значение. Их применение в рамках других курсов и программ существенно повысило бы их эффективность.

Анализ научных источников по теме исследования позволил сделать следующие выводы:

Строить здоровое общество и сильное государство может только человек с гражданским мироощущением. Человек, воспитанный в духе гражданственности и патриотизма, - это уникальная личность, способная самостоятельно анализировать события и явления, имеющая свою точку зрения, независимую от политической конъюнктуры, готовая сделать свой вклад в построение правового государства и гражданского общества.

Определяя основные педагогические условия формирования гражданственности и патриотизма, следует отметить:

- необходимо объединить педагогические усилия семьи, школы, органов государственно-общественного управления;

- следует продумать, как обеспечить добродетельную мотивацию школьников, чтобы они проявляли сострадание, а не жестокость, гордость, а не воинствующую непримиримость;

- надо чаще обращаться к образцу, примеру – этим традиционным для русского менталитета средствам гражданского воспитания, использовать в работе с детьми достойные примеры для подражания в повседневной жизни, литературе, наследии русских просветителей;

- гражданственность созидательна, а значит, формировать ее надо через деятельность;

- нравственно-духовные ценности, в том числе чувство долга, совесть, любовь к Отечеству, закладываются культурой учебного процесса, формируются атмосферой образовательного учреждения, установившимися нормами взаимоотношения учеников с учителями, духом школы.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Теория дооперационального мышления
Стадией дооперационального мышления в теории Ж. Пиаже является период от 2,5 до 6 лет. В этот период ребенок постепенно овладевает логическим и систематическим мышлением. Задачей данного периода, согласно Пиаже, является преобразование мыслительных процессов в систему умственных операций. По Пиаже ...

Нарушения произносительной стороны речи
На начальных этапах становления логопедии как науки, она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения реч ...

Организация и методы исследования
По классификации Ю. К- Бабанского к первой группе методов (организации и самоорганизации учебно-познавательной деятельности) относятся следующие методы: — словесные, наглядные и практические (перцептивный чувственный аспект структуры познания); — индуктивные и дедуктивные, аналитические и синтетиче ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru