Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена

Аналитическое образование » Особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена

Актуальность темы исследования обусловлена противоречивостью социально-экономической политики современной России, которая влияет на все области жизнедеятельности человека. Сегодня происходят кардинальные изменения во всех сферах жизни общества и, прежде всего, в духовной. Разрушение прежней системы ценностей создает духовный вакуум.

Обесцениваются идеи патриотизма, самоотверженного служения Отечеству, происходят изменения в мотивации поведения, выборе ценностных ориентаций российского общества, а новая идеология и новые идеалы, которые объединили бы общество, не выработаны. Отсюда возникает бездуховность, грубость, жестокость, озлобленность, агрессивность. Современная педагогика доказывает, что школа должна встать на защиту нравственного становления личности подрастающего поколения и что в центре современных реформ должна стать ответственная, гражданская личность – носитель права и демократии.

«Гражданское становление подростков обусловлено влиянием институтов социализации - семьи, школы, СМИ и др.», - отмечает Н.Ю. Синягина. Эти институты и все российское общество испытали в конце XX в. переход в новое состояние посредством «шоковой терапии», что вызвало кризисные явления не только в социально-экономической сфере, но и в духовной. Они заметно сказались на формировании патриотических чувств, установок, гражданского самосознания и поведения людей, особенно молодежи.

Правительство РФ в июле 2005 г. приняло Государственную программу «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006 - 2010 гг.».

Документ в определенной степени стимулировал «возвращение» в школу воспитательной функции, а также интерес исследователей к проблемам воспитания патриотизма у школьной и студенческой молодежи.

Анализируя актуальные проблемы образования, социополитической и духовой жизни, тему патриотизма и гражданственности раскрывали в научных трудах такие авторы, как А.Н. Вырщиков, М.Б. Кусмарцев, А.П. Пашкович Н.Ю. Синягина и др.

В исследованиях последних лет показано, что современного школьника отличает больший рационализм, стремление как можно раньше составить проект своей жизни. Рационализм сегодняшнего подростка влияет и на такие феномены, как гражданственность и патриотизм. Нельзя не учитывать и то, что на чувствах патриотизма играют различные политические силы, разжигая социальную и национальную вражду. Сегодня многие события прошлого России пересматриваются, их значимость оспаривается или преуменьшается. Все это усложняет работу по патриотическому воспитанию учащихся общеобразовательных школ.

Сегодня как никогда гражданин должен обладать самостоятельностью мышления и способностью принимать решения. Как жить, как стать социально-защищенным – этому ребенка должна учить современная школа.

Весь комплекс школьных дисциплин дает учащимся необходимый для будущей самостоятельной жизни запас знаний, и каждый предмет в этом комплексе важен. Уроки истории, обществознания, ОБЖ открывают широкие возможности для формирования личности школьника, становления его гражданской позиции. Конечно, большая ответственность в этом вопросе лежит на учителе. Именно он сможет взволновать своих учеников, а значит, и сформировать у них патриотические и гражданские взгляды и убеждения.

Объект исследования: патриотическое и гражданское воспитание в школе.

Предмет исследования: патриотическое и гражданское воспитание учащихся среднего звена.

Гипотеза исследования: процесс формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена будет осуществляться более эффективно, если:

школьники будут включены в разнообразные по содержанию и эмоционально-притягательные по форме виды учебной и культурно-досуговой деятельности с целью формирования гражданской и патриотической культуры, предполагающего расширение границ своих возможностей;

отбор содержания гражданского и патриотического воспитания (в условиях региона) строится на основе выделения в качестве системообразующего фактора культурно-исторических традиций;

содержание, методы, приёмы, формы работы будут направлены на включение субъектного опыта школьника в процесс патриотического и гражданского воспитания, осмысления своей гражданской позиции, осознания личностного «Я» в мире, среди людей.

Цель исследования состоит в изучении особенностей формирования патриотизма и гражданственности у школьников среднего звена» (6-8кл.).

Задачи исследования:

Раскрыть историко-философский аспект патриотического и гражданского воспитания.

Рассмотреть проблему формирования патриотизма и гражданственности в среднем школьном звене.

Проанализировать программы и курсы гражданского и патриотического воспитания в 6-8 классах.

Экспериментально изучить процесс формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена.

Разработать и апробировать методику формирования патриотизма и гражданственности школьников среднего звена.

Методы исследования: теоретические: анализ литературных источников.


Статьи по теме:

Пути формирования элементов воображения у умственно отсталых младших школьников на уроках изобразительной деятельности
Для того, чтобы изобразить предмет, ребенку необходимо знать его основные признаки: форму, цвет, размер и пространственное расположение, а также владеть приемами построения формы и умениями отображать ее в рисунке. Школьники специальных (коррекционных) школ без предварительного обучения оказываются ...

Нарушения произносительной стороны речи
На начальных этапах становления логопедии как науки, она не располагала собственной классификацией нарушений речи, полностью принимая медицинскую классификацию речевых расстройств. Одним из первых проанализировал медицинскую классификацию речевых расстройств и, проанализировав их с точки зрения реч ...

Роль игры в воспитании личности
Дидактическая игра как самостоятельная игровая деятельность основана на осознанности этого процесса. Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены. Как долго может интересовать ребенка ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru