Главнейшее педагогическое условие успешного формирования экологических представлений у детей – естественнонаучная осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовность к содержательному увлеченному общению с детьми в природе, в процессе их знакомства с природными объектами и явлениями. Другое важное условие – создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Исходное требование к предметной среде – ее развивающий характер. При создании развивающей среды целесообразно опираться на положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игра, экспериментирование и т.д.) Для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста необходимо постоянное и систематическое взаимодействие с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Ребенок должен почувствовать и познать природу, уникальность живого на примере самой природы. Поэтому организация «зеленой зоны», «экологического пространства» дошкольного учреждения должно быть первой заботой всего коллектива детского сада. «Экологические пространства» – это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных целях, для осуществления поисково-практической деятельности и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» – групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке – появились новые: мини-теплицы, мини-фермы, музей природы, и так далее. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения формирований экологических представлений не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения должны хорошо себя чувствовать. Экологически правильное содержание растений и животных – одно из необходимых условий. В этих условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения за разными сферами их жизни: питанием, гнездостроением, передвижением, выращиванием потомства и так далее. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть: - неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; - морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; - появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; - специфику живого организма, его отличие от предмета; - многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность формировать экологические представления следующими методами:
проводить многоразовые наблюдения объектов природы;
фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;
осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы;
отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.
Статьи по теме:
Методика проведения самостоятельной работы, развивающей творческую активность
учащихся на этапе текущего повторения
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Важным ...
Творческие подходы скульпторов и художников к созданию композиций из тестопластики
Рассматривая проблему нашего исследования с исторической и искусствоведческой точки зрения, скульптура, как вид изобразительного искусства, в XXI веке сформировалась под влиянием различных стилевых направлений художников, скульпторов и, в свою очередь, стала неотъемлемой частью оформления интерьеро ...
Дидактические основы использования информационных средств в процессе
обучения
Слово "технология" имеет греческие корни и в переводе означает науку, совокупность методов и приемов обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, изделий и преобразования их в предметы потребления. Современное понимание этого слова включает и применение научных и инженерны ...