Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования

Аналитическое образование » Процесс формирования экологических представлений детей 5-6 лет » Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования

Страница 1

Главнейшее педагогическое условие успешного формирования экологических представлений у детей – естественнонаучная осведомленность воспитателей, развитие их собственного экологического сознания и готовность к содержательному увлеченному общению с детьми в природе, в процессе их знакомства с природными объектами и явлениями. Другое важное условие – создание разнообразных развивающих природных сред в помещении детского сада и на участке. Исходное требование к предметной среде – ее развивающий характер. При создании развивающей среды целесообразно опираться на положение А.В. Запорожца об амплификации (обогащении) детского развития, что предполагает расширение возможностей ребенка в дошкольных формах жизнедеятельности (игра, экспериментирование и т.д.) Для формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста необходимо постоянное и систематическое взаимодействие с живой природой. В помещении и на участке дошкольники должны быть окружены растениями и животными, вокруг которых воспитатель организует различную деятельность. Ребенок должен почувствовать и познать природу, уникальность живого на примере самой природы. Поэтому организация «зеленой зоны», «экологического пространства» дошкольного учреждения должно быть первой заботой всего коллектива детского сада. «Экологические пространства» – это условное понятие, которым обозначаются специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы определенным образом, и которые можно использовать в педагогическом процессе экологического воспитания детей. Это развивающая предметная среда, которая может быть использована в познавательных целях, для осуществления поисково-практической деятельности и пропаганды экологических знаний среди взрослых. Кроме традиционных видов «экологических пространств» – групповых уголков природы, комнат природы, огорода и сада на участке – появились новые: мини-теплицы, мини-фермы, музей природы, и так далее. Минимальный состав уголка природы независимо от возраста детей включает комнатные растения и аквариум. С точки зрения формирований экологических представлений не имеет значения, какие растения и в каком количестве будут в группе. Важно другое: растения должны хорошо себя чувствовать. Экологически правильное содержание растений и животных – одно из необходимых условий. В этих условиях животные активны, поэтому можно организовать наблюдения за разными сферами их жизни: питанием, гнездостроением, передвижением, выращиванием потомства и так далее. Четкое соблюдение экологического подхода к оборудованию зоны природы в детских садах позволит детям увидеть: - неразрывную и самую общую связь живого организма с внешней средой; - морфофункциональную приспособленность к определенным элементам среды обитания; - появление нового организма, его рост, развитие и условия, обеспечивающие эти процессы; - специфику живого организма, его отличие от предмета; - многообразие живых организмов и разные способы взаимодействия со средой. Продуманная организация и оборудование зоны природы должны также обеспечить возможность формировать экологические представления следующими методами:

проводить многоразовые наблюдения объектов природы;

фиксировать наблюдаемые явления доступными для детей способами;

осуществлять различные виды деятельности: уход за обитателями зоны природы, общение с ними, моделирование явлений природы;

отражать впечатления природы в разных формах художественной и игровой деятельности.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Понятия творчество и творческие способности
Анализ проблемы развития творческих способностей во многом будет предопреде­ляться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие. Очень часто в обыденном сознании творческие способности отождествляются со способностями к различным видам худо­жественной деятельности, с умением красиво р ...

Социальная компетентность как основной фактор социализации
В самом широком смысле понятие социализации трактуется как процесс и результат социального развития человека. И.С. Кон полагал, что социализация представляет собой совокупность всех социальных и психологических процессов, посредством которых индивид усваивает систему знаний, норм и ценностей, позво ...

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духо ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru