Процесс формирования экологических представлений детей 5-6 лет

Аналитическое образование » Процесс формирования экологических представлений детей 5-6 лет

Проблема взаимосвязи человека с природой не нова, она имела место всегда. Но сейчас, в настоящее время, экологическая проблема взаимодействия человека и природы, а также взаимодействия человеческого общества на окружающую среду стала очень острой и приняла огромные масштабы. Поэтому очень важно в корне изменить экологическое поведение и мышление людей. Самым благоприятным периодом для усвоения экологических представлений, норм и правил поведения человека в природе является дошкольный возраст. Именно в этом возрасте начинается процесс становления мировоззрения человека. Экологические представления являются основой для последующего экологического мировоззрения.

Дошкольное учреждение уже сегодня призвано проявить настойчивость в воспитании нового поколения, которому присуще особое видение мира как объекта его постоянной заботы. Формирование экологического сознания - важнейшая задача дошкольного учреждения в настоящее время. Сейчас много экологических проблем и не только в России, но и во всем мире. Это происходит оттого, что детский сад всегда мало уделял внимание экологическому воспитанию. Нынешняя экологическая ситуация такова, что более нельзя обойтись без радикальных и всесторонних изменений практически всех аспектов общественной жизни.

Моделирование - это действенный метод, на основе которого можно формировать экологические представления старших дошкольников. Специальными исследованиями (Л.А. Вегнер, Е.В. Проскура и др.) установлено, что эффективность использования наглядных моделей в качестве средств обучения дошкольника основана на их соответствии складывающейся в этот возрастной период такой умственной способности, как способность к построению и использованию внутренних, мыслительных моделей. В обычных условиях жизнедеятельности ребенка эта особенность формируется стихийно, чему способствует моделирующий характер основных видов детской деятельности.

Исследованиями в области формирования экологических представлений у детей дошкольного возраста занимались И.Д. Зверев, С.Н. Глазачев, А.Н. Захлебный, И.А. Комарова, Н.Н. Кондратьева, С.Н. Николаева, И.А. Хайдурова, П.Г. Саморукова, М.С. Гиляров, Н.Н. Поддъяков, А.П. Захаревич, Т.А. Ковальчук, Л.Е. Образцова, Н.К. Постникова, З.П. Плохих, В.П. Арсентьева и другие.

Большинство исследований по проблеме ознакомления детей с природой выделяют в качестве содержания знаний детей отдельные элементы или отдельные связи в природе. Но исследований о представлениях детей дошкольного возраста об экологических системах крайне мало, как и исследований об эффективности различных методов формирования у детей-дошкольников экологических представлений. (Г.Е. Залесский)

Объект исследования: процесс формирования экологических представлений детей 5-6 лет

Предмет исследования: моделирование как метод формирования экологических представлений детей 5-6 лет

Цель исследования: исследовать формирование экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что формирование экологических представлений у детей 5-6 лет будет успешным при следующих психолого-педагогических условиях:

систематичное использование на занятиях метода моделирования экологического характера;

обязательный учет индивидуальных и возрастных особенностей детей 5-6 лет;

постоянное и систематическое взаимодействие с живой природой.

Задачи исследования:

Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования;

Выявить уровень сформированности экологических представлений детей 5-6 лет;

Спроектировать реализацию психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений детей 5-6 лет на основе метода моделирования

Методы исследования: теоретические - изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; диагностические методики, направленные на выявление уровня сформированности экологических представлений детей 5-6 лет, беседа.


Статьи по теме:

Роль подвижных игр в развитии скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных средств и видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Крупская Н.К. классифицирует игры с учетом степени самостоятельности и творчества детей в игре. Это игры с правилами, творческие игры, сюжетно–ролевые, подвижные, дидактические, настольно печатные, театрализованные. ...

Школьный урок и его влияние на положительное развитие ребенка
Подготовка учащихся к жизни, труду и творчеству закладывается в общеобразовательной школе. Для этого процесс обучения и организационная методика урока должна быть построена так, чтобы широко вовлекать учащихся в самостоятельную творческую деятельность по усвоению новых знаний и успешному применению ...

Работа над текстовой задачей с использованием тетрадей с печатной основой
Подготовительная работа к знакомству с задачей строится с учётом особенностей мышления младшего школьника, а они таковы, что для выполнения операций в умственном плане он должен сначала овладеть ею в предметном (материализованном). Для этой цели можно использовать различные практические упражнения ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru