Целью констатирующего эксперимента является определение уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет.
Поэтому экспериментальное исследование включает следующие этапы:
1. Подбор методов диагностики уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет
2. Выявление уровня сформированности экологических представлений у детей 5-6 лет
3. Обработка результатов исследования.
Задачи констатирующего эксперимента:
1) определить критерии уровня экологической воспитанности старших дошкольников;
2) подобрать диагностический материал и оборудование;
3) обработать результаты исследования.
Диагностическое обследование детей проводилось с каждым ребенком индивидуально, посредством беседы, используя при затруднениях иллюстрации с изображением объектов или явлений, о которых идет речь. Содержание каждой беседы направлено на выявление круга представлений о животных, растительном мире, неживой природе и временах года. В то же время цикл бесед позволяет достаточно точно определить полноту и объем сформированных у дошкольника представлений.
В исследовании принимали участие 20 человек – 11 мальчиков и 9 девочек (воспитанники второй старшей группы детского сада № 149 «Рябинушка», ул. Аминева, 17 г. Самары)
Нами были выделены следующие критерии и показатели сформированности экологических представлений у старших дошкольников. Также были подобранны диагностические задания, соответствующие критериям и показателям.
Критерии |
Показатели |
Диагностические задания |
знания о мире животных |
-знание видов животных |
Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком) |
-знание соотношения представителей фауны и их среды обитания | ||
-представления о характерных признаках животных | ||
-небезразличное отношение к животным, птицам и насекомым | ||
знания о растительном мире |
-знание видов растений |
Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком) |
-представлений об условиях, необходимых для жизни, роста и развития комнатных растений | ||
-представления об уходе за комнатными растениями | ||
знания о неживой природе |
-знание отличительных характеристик объектов неживой природы |
Определение характерных особенностей неживой природы (проводится индивидуально с каждым ребенком) |
-представления об использовании объектов неживой природы | ||
знания о временах года |
-знания о временах года |
Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами) |
-знания о сезонных особенностях того или иного времени года |
Статьи по теме:
Дидактическая игра, как средство активизации
познавательной деятельности младших школьников
В отличие от других видов деятельности игра содержит цель в самой себе; посторонних и отделенных задач в игре ребенок не ставит и не решает. Игра часто и определяется как деятельность, которая выполняется ради самой себя, посторонних целей и задач не преследует. Следует иметь в виду, что по мере ра ...
Конструктивное знание
Основное внимание уделяется не «дисциплине» или «программе», а личности человека (обучающегося), причем сообщаемое знание должно побуждать личность к изменениям. Поэтому конструктивное знание иногда называют преобразовательным. Почему «конструктивное»? - Обучающийся самостоятельно конструирует смыс ...
Методика формирования
патриотизма и гражданственности школьников среднего звена
На основании полученных данных была организована и проведена работа, направленная на формирование патриотизма и гражданственности школьников 6 класса. Становление гражданского общества и правового государства в нашей стране во многом зависит от уровня гражданского образования и патриотического восп ...