Речевой портрет современного педагога

Каким должен быть педагог нового столетия? В общественных дискуссиях последних лет выделяются разные (нередко противоречивые) характеристики. Одно несомненно, современный педагог должен безупречно владеть родным языком. Д. С. Лихачев не раз говорил о значимости речевого портрета личности: «Вернейший способ узнать человека — его умственное развитие, его моральный облик, его характер — прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека — гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры»[ Д.С. Лихачев: 1998 145 с]. Именно речевое поведение, владение языком нередко определяют отношение к учителю как при первом знакомстве с ним, так в процессе длительного общения, делают педагога или объектом безусловного уважения, или иронии и даже насмешки. Таким образом, первостепенную значимость приобретают качества языковой личности педагога, которая, с одной стороны, понимается как совокупность коммуникативных способностей, позволяющих ему осуществлять речевую деятельность, с другой — как совокупность отличительных черт конкретного носителя языка, обеспечивающих ему коммуникативную индивидуальность.

Значение речи педагога в постижении молодым поколением законов развития природы, общества, в приобретении опыта нравственных взаимоотношений с людьми — факт бесспорный, доказанный многовековым существованием педагогической профессии. Деятельность преподавателя сопряжена с проблемами развития речи, и прежде всего с речевой культурой, которая развивается на основе принципа объективно существующих связей между языком и познавательными процессами.

Проблема речевой культуры в профессиональной деятельности разрабатывалась психологами и педагогами Л.С. Выготским, Л.А. Введенской, П.Я. Гальпериным, И.А. Зимней, В.В. Ильиным, В.В. Краевским, А.Н. Ксенофонтовой, В.И. Максимовым, Л.И. Скворцовым, Л.В. Соколовой и другими. Вне речевой деятельности невозможно представить себе ни одной сферы человеческой деятельности, общения людей, духовной культуры человечества. Еще Л.С. Выготский выделял речевую деятельность как фундаментальную и видел в ней богатейшие возможности развития личности, сознания, всех познавательных процессов человека.


Статьи по теме:

Упражнения с исключением зрительного контроля
Для развития кинестетического праксиса можно использовать упражнения с исключением зрительного контроля. Их следует выполнять в предлагаемой последовательности, по степени усложнения. В случае пропуска одного из упражнений или нарушения их порядка изменится технология формирования умений, из-за чег ...

Требования к учителю географии органов народного образования
Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям, а следовательно к учителям, следовательно меняется и подготовка будущих педагог ...

Анализ опыта работы социального педагога по формированию ЗОЖ у первоклассников
Деятельность социального педагога по формированию основ ЗОЖ осуществляется в общем контексте формирования здоровьесберегающего пространства в образовательном учреждении, направленном на обеспечение разностороннего развития школьников в условиях здоровьесберегающей среды. Нормативно – правовой базой ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru