После двух месяцев занятий в средней группе детского сада № 165 по парциальной программе О.С. Ушаковой психологом учреждения было проведено определение уровня усвоения детьми программы в аспекте развития речи. Критерии оценки уровня усвоения были те же, что и при определении уровня усвоения программы до начала апробации:
- низкий уровень усвоения: В общении ребенок малоактивен, избегает объяснений, не владеет формами объяснительной речи. Затрудняется в построении развернутых предложений. В его речи отмечаются грамматические ошибки, речь невнятна. При пересказе затрудняется, требует помощи взрослого, нарушает последовательность событий. Описательные рассказы бедны по содержанию, фрагментарно передают особенности предметов. Различает слово и звук. Выделяет звуки в слове только с помощью взрослого; не различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки. Пассивен в работе со схемами и моделями.
- средний уровень: Ребенок активен в разговорном общении, отвечает на вопросы. Требует помощи в объяснительной речи. Грамматические ошибки в речи не часты; в звуковом отношении речь внятна, достаточно громка, эмоциональна. При пересказе и составлении описательных рассказов требуется помощь. Ребенок владеет простым предложением, в построении сложных затрудняется. Допускает ошибки в звуковом анализе слов, затрудняется в дифференцировке твердых и мягких звуков.
- высокий уровень: Ребенок инициативен в разговоре, отвечает на все вопросы, задает встречные. Проявляет интерес и самостоятельность в использовании простых форм объяснительной речи. Все звуки произносит чисто, пользуется средствами эмоциональной и речевой выразительности. Самостоятельно пересказывает рассказы и сказки, с небольшой помощью взрослого составляет описательные и сюжетные рассказы, сочиняет загадки. Проявляет интерес к языку, самостоятельно производит звуковой анализ односложного трехзвукового слова с использованием модели и схемы, различает гласные и согласные, твердые и мягкие звуки, активно участвует в составлении предложений по «живой модели».
Результаты определения уровня усвоения программы в аспекте развития речи представлены в таблице 9.
Таблица 9. – Уровень усвоения программы детьми пятого года жизни после обучения по парциальной программе
Критерии усвоения программы |
Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
Развитие речи |
15 |
83 |
2 |
Высокий уровень усвоения программы по развитию речи показали 15% от общего числа дошкольников средней группы, средний уровень – 83%, низкий – 2%.
Сравним показатели уровня усвоения программы по развитию речи детьми средней группы до начала эксперимента и после его проведения, представив сравниваемые данные в таблице 10.
Таблица 10. - Уровень усвоения программы детьми пятого года жизни до обучения по парциальной программе и после него
Критерии усвоения программы в аспекте развития речи |
Уровень усвоения программы, число детей в % к общему числу | ||
Высокий |
Средний |
Низкий | |
До обучения по парциальной программе |
6 |
83 |
11 |
После обучения по парциальной программе |
15 |
83 |
2 |
Из таблицы 10 видно, что статистический средний уровень усвоения программы остался неизменным, низкий же уровень сократился на 9%, причем на 9% увеличился и высокий уровень усвоения. Полученные данные свидетельствуют о педагогической эффективности внедрения программы О.Л. Ушаковой по развитию речи в качестве парциальной программы обучения детей средней группы к применяемой в МДОУ № 165 базовой программе «Детство».
Положительные отклики на внедрение парциальной программы по развитию речи были получены и от воспитателей, работавших над разработкой конспектов занятий и проводивших их в средней группе. Воспитатели отмечают, что дети стали более инициативны в разговоре, отвечают охотно на вопросы, проявляют интерес в использовании простых форм объяснительной речи, более успешно пересказывает рассказы и сказки, проявляют интерес к языку.
Статьи по теме:
Формирование и развитие
пунктуационного навыка у учащихся на уроках русского языка в повышении
грамотности
Преддипломная практика была проведена в 3 «В» классе МОУ СОШ №66. Учитель: Дацэнко Нина Павловна количество учащихся в классе 24 человека. Для получения более объективных, достоверных результатов исследуя был определен контрольный класс 3 «А», в составе 25 человек. Учитель: Предвечная Жанна Викторо ...
Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста
Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети уча ...
Методы основанные на монохудожественном подходе к музыкально-образовательному
процессу
Данные методы преследуют две основные задачи: развитие ценностных ориентаций личности ребёнка в музыке: эмоциональной отзывчивости на музыку, формирование личностной потребности в восприятии музыки и музицировании (мотивационная направленность ребенка), способности к творческому самовыражению музык ...