Содержание образования

Страница 1

Принципы отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста

При отборе содержания образования должны учитываться устоявшиеся в дидактике принципы (Концепция содержания непрерывного образования), но особое внимание тем из них, которые либо недостаточно реализуются в современной теории и практике дошкольного образования, либо являются новыми.

Принцип развития предполагает ориентацию содержания образования на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуального развития и саморазвития ребенка, на создание условий для проявления самостоятельности, инициативности, творческих способностей ребенка в различных видах деятельности, а не только на накопление знаний и формирование навыков решения предметных задач. При этом сохраняется значимость усвоения детьми знаний, овладения умениями и навыками как средства для детского развития, а не самоцель дошкольного и начального образования

Принцип гуманитаризации содержания образования рассматривается как усиление гуманитарной направленности предметов естественнонаучного и математического циклов и влияния всех учебных предметов на эмоциональное и социально-личностное развитие ребенка; придание особого значения предметам гуманитарного и художественно-эстетического цикла, увеличение доли разнообразной творческой деятельности детей.

Принцип целостности образа мира требует отбора такого содержания образования, которое поможет ребенку удерживать и воссоздавать целостность картины мира, обеспечит осознание им разнообразных связей между его объектами и явлениями, и в то же время - сформированность умения увидеть с разных сторон один и тот же предмет. Одним из путей реализации этого принципа является создание интегрированных курсов.

Принцип культуросообразности понимается как "открытость" различных культур, создание условий для наиболее полного (с учетом возраста) ознакомления с достижениями и развитием культуры современного общества и формирование разнообразных познавательных интересов. Возможный путь реализации этого принципа - сочетание, взаимосвязь и взаимодополняемость федерального и регионального компонентов содержания образования.

Принцип содержания образования предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологии обучения, по-разному осуществляющих реализацию целей образования с учетом развития современной науки, потребностей общества и региональных особенностей. Кроме этого вариативность обеспечивает дифференциацию образования, то есть возможность индивидуального развития каждого ребенка.

При этом обязательно сохранение инвариантного минимума образования как условия, обеспечивающего право каждого ребенка - гражданина РФ на получение равного с другими дошкольного образования.

Отбор педагогом содержания образования может производиться по определенным в нормативно-концептуальных документах основаниям:

- по основным направлениям развития детей, как определено во Временных (примерные) требованиях к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении» (Приложение 2 к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.08.96 № 448), (далее Временные требования). Напомним, что таких направлений одиннадцать:

развитие игровой деятельности;

развитие речевой деятельности;

развитие физической деятельности;

развитие элементарных математических представлений;

развитие изобразительной деятельности;

развитие в конструктивной деятельности;

развитие в музыкальной деятельности;

развитие театрализованной деятельности;

развитие представлений детей о человеке в истории и культуре;

развитие экологической культуры;

развитие естественнонаучных представлений детей.

- по сферам развития детей, как это определено в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), (далее в Концепции содержания непрерывного образования). Напомним, что таких сфер развития четыре, а именно:

физическое развитие;

познавательно-речевое развитие (в области естественных наук, экологии, здоровья; в сфере общественной жизни человека; основы математических представлений; основы речевой и языковой культуры);

социально-личностное развитие;

художественно-эстетическое развитие (в изобразительной деятельности и художественном конструировании; в музыкальной деятельности; в сюжетно-ролевой и режиссерской игре).

- по содержательным линиям образования (сферам взаимодействия), как это определено в Региональном (национально-региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области (далее НРК ГОС). Таких содержательных линий пять:

физическое развитие;

познавательно-речевое развитие;

социально-личностное развитие;

художественно-эстетическое развитие;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Содержание творческой работы
Основной идеей творческой работы стало выполнение двухфигурной композиции в технике барельеф, что на наш взгляд полно раскроет композиционные законы. С помощью творческой работы, мы еще раз показывали, красоту животного мира и великолепие животных в нём. Правдиво изображать натуру – это уметь конст ...

Содержание работы по формированию пунктуационных навыков у учащихся начальной школы
Традиционная программа. Формирование пунктуационного навыка – процесс длительный и начинается в период обучения грамоте, но имеет свои особенности в зависимости от программы обучения. Обучаясь по традиционной системе 1-4-Рамзаева или Зеленина, Хохлова и “Букварь” В.Г. Горецкого, В.А. Кирюшкина, А.Ф ...

Особенности изобразительной деятельности умственно отсталых школьников
Подавляющее большинство учащихся специальной (коррекционной) школы, особенно младших классов, любят рисовать. Дети охотно откликаются на предложение нарисовать что-нибудь и с удовольствием рисуют, отмечает И.А. Грошенков (1993). Для младших школьников рисование представляет своеобразную игру. Этот ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru