Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой

Аналитическое образование » Графо-моторные нарушения у первоклассников с общим недоразвитием речи » Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой

В основе процесса письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в) запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для детей с трудной, напряженной и не всегда успешной работой, которая часто требует коррекции. Рассматривая программу письма на уровне буквы, мы не будем останавливаться на ошибках, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Нарушения акустического восприятия звуков речи и их коррекция достаточно описаны в логопедической литературе. Мы коснемся случаев, когда ребенок актуализирует звук (правильно или неправильно, например, воспринимает оппозиционный «ш» вместо «ж» в слове «пожар») и не может полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения. Определим сначала, какова психологическая программа кодирования звука буквой в норме. При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком.

ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора),

вспомнить соответствующий зрительный образ (графему),

разложить его на элементы,

соотнести их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше (ниже), левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно-пространственного анализатора).

Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (это работа двигательного анализатора).


Статьи по теме:

Значение декоративного рисования в развитии ребенка, его место в педагогическом процессе
В формировании личности ребенка неоценимое значение имеют разнообразные виды художественно-творческой деятельности: рисование, лепка, вырезание из бумаги фигурок и наклеивание их, создание различных конструкций из природных материалов и т.д. Такие занятия дарят детям радость познания, творчества. И ...

Экологическая психология и образование
Традиционно в педагогической практике процесс экологического образования детей связывается в первую очередь с их экологическим, а чаще просто биологическим просвещением и порой вовсе отождествляется с последним. При этом экологическая воспитанность рассматривается как некое обязательное следствие э ...

Способы решения проблем детской беспризорности
Во второй половине XIX в. в развитии образования происходят существенные перемены. В педагогике активно начинают развиваться гуманистическое, духовное и нравственное направления. Педагогическая общественность обращается к вопросам самосовершенствования личности, свободного воспитания, реформировани ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru