Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой

Аналитическое образование » Графо-моторные нарушения у первоклассников с общим недоразвитием речи » Процесс письма. Психологическая программа кодирования звука буквой

В основе процесса письма лежат программы действий трех уровней: а) обозначение звука буквой и ее написание; б) кодирование звучащего слова по законам графики и орфографии; в) запись готового предложения. Выполнение программы каждого уровня связано для детей с трудной, напряженной и не всегда успешной работой, которая часто требует коррекции. Рассматривая программу письма на уровне буквы, мы не будем останавливаться на ошибках, обусловленных несформированностью фонематического слуха. Нарушения акустического восприятия звуков речи и их коррекция достаточно описаны в логопедической литературе. Мы коснемся случаев, когда ребенок актуализирует звук (правильно или неправильно, например, воспринимает оппозиционный «ш» вместо «ж» в слове «пожар») и не может полноценно его обозначить, т.е. испытывает трудности на уровне выбора буквы и ее исполнения. Определим сначала, какова психологическая программа кодирования звука буквой в норме. При начальном знакомстве ребенка с буквами у него складываются ассоциативные связи между звуком и соответствующим ему знаком.

ребенок должен осознать звук (работа слухового анализатора),

вспомнить соответствующий зрительный образ (графему),

разложить его на элементы,

соотнести их между собой в пространстве и времени, т.е. определить, какой находится выше (ниже), левее (правее) и в какой последовательности следует их воспроизводить (работа зрительно-пространственного анализатора).

Соответствующие команды из коры головного мозга поступают на периферию центральной нервной системы, и рука выводит букву (это работа двигательного анализатора).


Статьи по теме:

Психологический
В литературе обычно указывается на роль сензитивных периодов в интеллектуальном развитии, но есть основания говорить и о сензитивных периодах нравственного развитии ребенка. Как отмечал Л. С. Выгодский, «нет и не может быть другого критерия для определения конкретных эпох детского развития или возр ...

Методика обследования лексико-грамматического строя речи у детей с ОНР
Обследование детей разных возрастных групп и разной степени обучаемости будет строиться по-разному, Грибова О.Е. при обследовании лексико-грамматического строя речи предлагает следующие принципы: 1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода предполагает, что отбор заданий, их формулиров ...

Содержание среднего образования
В 1870-1872 гг. были созданы три основных и наиболее распространённых типа общеобразовательной средней школы, которые просуществовали в Сибири с известными изменениями до их ликвидации в 1920-1921 гг. Классическая гимназия являлась привилегированной средней школой с восьмилетним курсом обучения, ре ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru