Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования

Аналитическое образование » Процесс формирования экологических представлений детей 5-6 лет » Характеристика психолого-педагогических условий формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста на основе моделирования

Страница 2

В уголках природы должно быть место для труда, так как уход за обитателями уголка – это необходимое условие формирования экологических представлений в процессе поисково – практической деятельности. Воспитатель должен предусмотреть этот момент и организовать специальное место – это может быть небольшой стационарный, откидной или выдвижной столик, на котором всегда можно расположить баночки с кормами, поилки и т.д. Расположить уголок можно по-разному: в помещении группы, если найдется действительно спокойный уголок, - не на проходе и не рядом с зоной подвижных и ролевых игр; в раздевальной или туалетной комнатах, если позволяет пространство. В организации труда в природе необходимо четкое выделение трех этапов: 1) осмотр – наблюдение живых объектов, выявление их состояния и самочувствия, недостающих условий для полноценной жизни и необходимых трудовых операций; 2) трудовая деятельность в том наборе и объеме, которые были определены при осмотре; 3) заключительное наблюдение, позволяющее оценить полноценность среды обитания для живых объектов. Изучение обитателей уголка природы осуществляется главным образом через длительные циклы наблюдений в повседневной жизни и разные виды занятий. В дошкольном учреждении также создаются мини – теплицы, мини – фермы, где дети могут ухаживать за растениями и животными, а также осуществлять наблюдения и опыты. Формирование экологических представлений в процессе поисково-практической деятельности осуществляется не только на занятиях, но также в использовании разнообразных форм и методов работы, таких как: экологические кружки, экологические акции, трудовой десант, клуб исследовательской природы, лаборатория юного эколога, экологические игры и так далее. Условно можно выделить три составляющих образовательного процесса, способствующих формированию экологических представлений в процессе поисково-практической деятельности. 1. Накопление познавательного опыта детей через их исследовательскую деятельность в естественных, специально созданных условиях (экспериментирование, наблюдение, труд, общение). 2. Обобщение и систематизация познавательного опыта через дидактические игры и на занятиях. 3. Использование и преобразование опыта детей в специально созданных условиях в детских видах деятельности (игре, экспериментировании, т.д.) Таким образом, для формирования экологических представлений в процессе поисково-практической деятельности необходимо соблюдать ряд условий:

создание эколого-развивающей среды, включающей: центр познавательного развития, уголок экспериментирования, уголок природы для труда детей, мини-теплицы и др.

включение поисково-практической деятельности детей на занятиях и в повседневной жизни;

обеспечение свободного доступа детей к оборудованию для труда и экспериментирования в самостоятельной деятельности.

В психолого-педагогической литературе выделены особенности организации работы с моделями в дошкольном возрасте:

начинать следует с формирования моделирования пространственных отношений. В этом случае модель совпадает с типом отображенного в ней содержания, а затем переходит к моделированию других типов отношений;

целесообразно в начале моделировать единичные конкретные ситуации, а позже организовывать работу по построению модели, имеющей обобщенный смысл;

обучение моделированию осуществляется легче, если ознакомление начинается с применения готовых моделей, а затем дошкольников знакомят с их построением.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Информационно-коммуникационные технологии в обучении иностранному языку
С каждым днем информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) становятся неотъемлемым средством общения для большого количества людей. Около полутора миллиарда людей, т.е. каждый четвертый житель планеты, принимает участие в образовательном, профессиональном и личном общении посредством ИКТ. Новые ...

Новые УМК по английскому языку для 5-х классов
Вопрос о связи и взаимодействии урока и внеурочной работы требует особой разработки. Анализ методической литературы по данному вопросу позволяет нам сделать только один вывод, что проблема урочной и внеурочной форм работы учащихся недостаточно освещена. В периодической литературе, прочитанной нами, ...

Формы организации учебного процесса
Все формы организации процесса обучения делятся на общие и конкретные. Общие формы не зависят от конкретных дидактических задач и определяются только структурой общения между обучающимися и обучаемыми. Таких форм 4: индивидуальная, парная, групповая, коллективная. Обучение – это общение между обуча ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru