В Федеральном государственном образовательном стандарте второго поколения выделены три группы достижений школьников при освоении общеобразовательных программ: личностные (ценностные), надпредметные (компетентностные), предметные. При этом среди личностных достижений выделяются социальные, что еще раз подчеркивает высокую значимость формирования таких ценностей как гражданственность и патриотизм.
Социальный заказ для школы – подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. «Портрет выпускника – гражданина России: патриот, уважающий ценности иных культур, креативный, мотивированный, уважающий других людей, готовый сотрудничать, способный принимать самостоятельные решения».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» определяется «Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации».
В этом же документе рассматриваются ступени формирования гражданина:
1-я ступень: Развитие и воспитание гражданина России начинается в семье. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребенком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте.
Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.
2-я ступень: Осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. «Через семью, родственников, друзей, природную среду, образование и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом»».
3-я ступень: Более высокой ступенью духовно-нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. «Важным этапом развития гражданского самосознания является укорененность в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации».
В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования» отмечается: «Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства».
Реализация Основных направлений развития воспитания в системе образования на 2002 - 2004 гг., утвержденных приказом Минобразования России от 25.01.02 № 193, призвана способствовать решению ряда важнейших задач:
сохранение исторической преемственности поколений; развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России;
формирование духовно-нравственных качеств личности;
воспитание патриотов России, граждан правового демократического государства, уважающих права и свободы личности, проявляющих национальную и религиозную терпимость; развитие культуры межэтнических отношений;
разностороннее развитие детей и молодежи; формирование их творческих способностей; создание условий для самореализации личности; воспитание у детей и молодежи целостного миропонимания, современного научного мировоззрения;
формирование основ культуры здоровья, сознательного отношения к семейной жизни;
формирование трудовой мотивации, обучение основным принципам построения профессиональной карьеры и навыкам поведения на рынке труда;
формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников средствами всех учебных дисциплин.
В целях совершенствования воспитательной деятельности в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации Минобразование России рекомендует педагогическим коллективам содействовать более полной реализации воспитательного потенциала содержания общего образования.
Учебно-воспитательное пространство должно обеспечивать реализацию на практике принципа свободы, который диктует предоставление учащимся реальной возможности самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формирование чувства ответственности за ее результаты.
«Организационные формы учебной деятельности школьников должны обеспечивать разнообразные коммуникации участников образовательного процесса в целях расширения предоставляемых обучающимся возможностей реализации собственной социально-нравственной позиции, выбора форм и видов учебной, творческой, практической деятельности».
Статьи по теме:
Результаты апробации программы О.С. Ушаковой в системе обучения МДОУ № 165
После двух месяцев занятий в средней группе детского сада № 165 по парциальной программе О.С. Ушаковой психологом учреждения было проведено определение уровня усвоения детьми программы в аспекте развития речи. Критерии оценки уровня усвоения были те же, что и при определении уровня усвоения програм ...
Сравнительная характеристика грамматических явлений русского и немецкого
языков
грамматика немецкий язык обучение сказка В лингвистической литературе, рассматривающей вопросы типологического сопоставления грамматического строя русского и немецкого языков, выделяются с одной стороны, сходные черты, а с другой – различия на всех уровнях (морфемно-морфологическом и синтаксическом ...
Средства коррекционной работы по развитию речи
детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Развитие речи глухих детей будет более эффективным при двух условиях. Во-первых, дети должны быть полностью обеспечены совершенными двуушными слуховыми аппаратами и квалифицированной сурдопедагогической и технической помощью по их обслуживанию. Во-вторых, должны быть созданы условия для занятий мал ...