Классификация игр и характеристика основных видов

Страница 1

Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальные, например «Что? Где? Когда?»); игры рациональные (шарады, кроссворды, ребусы). Кроме того игры можно систематизировать по содержательному признаку — военные, спортивные, экономические, а также по количеству участников — одиночные, парные, групповые, массовые.

П.П. Болонский указывает виды деятельности детей, которые объединяются термином «игра». Это «1) мнимые игры, 2) строительные игры, 3) подражательные, 4) драматизации, 5) подвижные и 6) интеллектуальные. Мнимыми играми являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца. Объяснения этих импульсивных манипуляций дает неврология. Этот вид деятельности вообще сложно назвать игрой. Что касается строительных игр, то это строительное искусство ребенка. В свою очередь подражательные игры и драматизации — драматическое искусство ребенка. Подвижные игры так же не что иное, как драматизации, в которых огромную роль играет бег. Даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) по своему происхождению — драматизации (сражение войск). Таким образом, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка. При такой теории понятно, как игра переходит в искусство. С другой стороны легче решается вопрос об отношении между игрой и трудом: в строительных играх эта связь почти переходит в совпадение; более сложной является связь между трудом и играми драматизирующего типа. Таким образом, в слишком суммарной проблеме игры скрываются две очень важные проблемы — труда и искусства.

В.Н. Всеволодовский-Гернгросс в книге «Игры народов СССР» группировал игры по трем большим рубрикам: драматические игры (игры производственные, бытовые: семейные, общественные), спортивные (простые состязания и состязания с вещами), орнаментальные (типа «плетень», «улица»).

В. Разумный выделял учебно-прикладные игры — игры, воспроизводящие трудовые процессы; игры, упражняющие интеллектуальные способности, - от стратегических до головоломок и ребусов; физические, тренирующие игры (спортивные), зрелищные игры.

Рассматривая игру как способ адаптации человека к действительности, Е.И. Добринская и Э.В. Соколов разделили игры на два класса: освобождающие и экстатические. Первые позволяют играющим создавать особое игровое поле, мир, как бы освобождающий от окружающей среды (например, кары, шахматы, карнавалы). Во-вторых — экстатических — человек как бы «подключается» к природным стихиям, проверяя себя на выносливость, на смелость, на склонность к риску (например, карусели, аттракционы, скачки, гадания, гороскопы).

Представляет несомненный интерес классификация, разработанная Р. Ван дер Коэй, в которой основное внимание фокусируется на стратегическом поведении играющего и выделяются четыре типа игры. Первые - агональные игры (от греч. agonia — борьба, состязание). Они имеют два варианта: а) спортивные игры, которые разделяются на групповые (футбол, волейбол) и парные (настольные игры); б) культурные состязания в эрудиции, ловкости (викторины, «Что? Где? Когда?»). Вторые — мимикрические игры (от англ. mimicry подражание). Это театрализованные игры, в которых стратегия определяется характером исполняемой роли. Третьи игры — это игры шанса. Коэй называет такую игру «алеаторической» (от лат. alea — игральная кость, жребий, случайность). Здесь немногое или почти ничего не зависит от личных качеств субъекта. И наконец, четвертые — это игры, основанные на эффекте движения («головокружительные»), - карусели, аттракционы. Этот класс игр менее всего связан общим основанием, он объединен с внешней физической организацией сгруппирован как бы по «остаточному» принципу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Проведение диагностики на выявление силы воли среди преподавательского состава
Целью второго исследования явилось проведение диагностики на выявление силы воли, так как развитие коммуникативной культуры требует волевых усилий. Тест взят из книги И.И.Загорецкой «Коммуникативная культура педагога и руководителя». Исследование проводилось с преподавателями саратовской школы №67 ...

Организация и методика изучения нарушений звукопроизношения у умственно отсталых школьников
Комплексный анализ нарушений звукопроизношения позволяет выстроить научно обоснованную систему методов проведения коррекционных мероприятий, позволяет обосновать содержание и методику коррекционного обучения, дифференцировать и индивидуализировать её. В рамках исследования мной было проведёно иссле ...

Сущность художественно-эстетического воспитания
Взрослые и дети постоянно сталкиваются с художественными и эстетическими явлениями. В сфере духовной жизни, повседневного труда, общения с искусством и природой, в быту, в межличностном общении - везде прекрасное и безобразное, трагическое и комическое играют существенную роль. Красота доставляет н ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru