Классификация игр и характеристика основных видов

Страница 1

Многие авторы, анализирующие игры, делали попытки их классифицировать. Обычно основанием классификации являются целевое предназначение игры, физические или духовные структуры, в ней задействованные. Исходя из этого различают игры спортивные (физические, например «Салки», «Городки», и интеллектуальные, например «Что? Где? Когда?»); игры рациональные (шарады, кроссворды, ребусы). Кроме того игры можно систематизировать по содержательному признаку — военные, спортивные, экономические, а также по количеству участников — одиночные, парные, групповые, массовые.

П.П. Болонский указывает виды деятельности детей, которые объединяются термином «игра». Это «1) мнимые игры, 2) строительные игры, 3) подражательные, 4) драматизации, 5) подвижные и 6) интеллектуальные. Мнимыми играми являются манипуляции импульсивного происхождения у младенца. Объяснения этих импульсивных манипуляций дает неврология. Этот вид деятельности вообще сложно назвать игрой. Что касается строительных игр, то это строительное искусство ребенка. В свою очередь подражательные игры и драматизации — драматическое искусство ребенка. Подвижные игры так же не что иное, как драматизации, в которых огромную роль играет бег. Даже интеллектуальные игры (шахматы, шашки, карты) по своему происхождению — драматизации (сражение войск). Таким образом, то, что мы называем игрой, есть, в сущности, строительное и драматическое искусство ребенка. При такой теории понятно, как игра переходит в искусство. С другой стороны легче решается вопрос об отношении между игрой и трудом: в строительных играх эта связь почти переходит в совпадение; более сложной является связь между трудом и играми драматизирующего типа. Таким образом, в слишком суммарной проблеме игры скрываются две очень важные проблемы — труда и искусства.

В.Н. Всеволодовский-Гернгросс в книге «Игры народов СССР» группировал игры по трем большим рубрикам: драматические игры (игры производственные, бытовые: семейные, общественные), спортивные (простые состязания и состязания с вещами), орнаментальные (типа «плетень», «улица»).

В. Разумный выделял учебно-прикладные игры — игры, воспроизводящие трудовые процессы; игры, упражняющие интеллектуальные способности, - от стратегических до головоломок и ребусов; физические, тренирующие игры (спортивные), зрелищные игры.

Рассматривая игру как способ адаптации человека к действительности, Е.И. Добринская и Э.В. Соколов разделили игры на два класса: освобождающие и экстатические. Первые позволяют играющим создавать особое игровое поле, мир, как бы освобождающий от окружающей среды (например, кары, шахматы, карнавалы). Во-вторых — экстатических — человек как бы «подключается» к природным стихиям, проверяя себя на выносливость, на смелость, на склонность к риску (например, карусели, аттракционы, скачки, гадания, гороскопы).

Представляет несомненный интерес классификация, разработанная Р. Ван дер Коэй, в которой основное внимание фокусируется на стратегическом поведении играющего и выделяются четыре типа игры. Первые - агональные игры (от греч. agonia — борьба, состязание). Они имеют два варианта: а) спортивные игры, которые разделяются на групповые (футбол, волейбол) и парные (настольные игры); б) культурные состязания в эрудиции, ловкости (викторины, «Что? Где? Когда?»). Вторые — мимикрические игры (от англ. mimicry подражание). Это театрализованные игры, в которых стратегия определяется характером исполняемой роли. Третьи игры — это игры шанса. Коэй называет такую игру «алеаторической» (от лат. alea — игральная кость, жребий, случайность). Здесь немногое или почти ничего не зависит от личных качеств субъекта. И наконец, четвертые — это игры, основанные на эффекте движения («головокружительные»), - карусели, аттракционы. Этот класс игр менее всего связан общим основанием, он объединен с внешней физической организацией сгруппирован как бы по «остаточному» принципу.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Методы развития творческого воображения
Окно, является очень древней системой, которая сопровождает человека с самого раннего этапа его развития. Человечество не помнит, кто изобрел окно, которое за свою историю прошло путь от дырки в стене или потолке до пластиковых окон со стеклопакетами, наполненными инертным газом. Окно, по определен ...

Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению
Рекомендации по заучиванию стихов наизусть стали давать еще в XVIII в. (И.И. Бецкой), и до сих пор этот процесс и методика его проведения, требующие постоянного внимания и совершенствования, интересны педагогам, психологам, практическим работникам. Например, формы разучивания стихотворений, предлож ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru