Классификация игр и характеристика основных видов

Страница 4

Люди, прошедшие в школьном детстве через ролевые игры, более подготовлены к творческой деятельности, гибкому и вместе с тем целенаправленному поведению.

Деловая игра — метод имитации принятия управленческих решений в различных производственных, хозяйственных ситуациях путем организации коллективной деятельности по заданным правилам и нормам.

Дидактические игры обеспечивают смену видов деятельности на уроке. (Много таких игр встречается на страницах учебника «Математика», автор Моро М.И.). такие игры должны занимать достаточно большое место в учебном процессе, расширяя кругозор детей, повышая их интерес к учебе. Многие игры такого характера можно использовать на разных уроках, меняя лишь содержание. Используя таким образом игровые ситуации на уроках, учитель обучает детей, не переутомляя их, приковывает внимание к материалу урока, заставляет напряженно мыслить. Применение дидактических игр повышает прочность и качество усвоения знаний, мотивацию учения, интерес к предмету, если дидактическая игра методически правильно разработана, соответствует содержанию изучаемой темы, целям и задачам урока, используется в сочетании с другими методами и формами, соответствует возрасту и интересам учащихся. Дидактические игры воспитывают в учениках доброжелательность, инициативность, высокую работоспособность; стимулирует и активирует познавательные процессы: мышление, память, воображение; создают условия для формирования положительной мотивации учебной деятельности, что способствует повышению качества знаний учащихся.

В познавательных играх на первый план выступает наличие знаний, учебных навыков. Игра должна соответствовать знаниям, которыми располагают играющие.

Развивающие игры требуют особой осторожности. Трудные, непосильные задачи могут ребенка отпугнуть. Здесь необходимо соблюдать принцип от простого к сложному. Но зато, когда ребенку удается осилить задание, преодолеть первые трудности, он испытывает большую радость и готов перейти к более сложной игре. У него появляется вера в свои силы, развивается «умственный аппетит», а это значит, что цель таких игр достигнута. Такие игры направлены на: а) развитие познавательных процессов (разных форм мышления, увеличение объема слухоречевой оперативной памяти, слухового и зрительного внимания, способности к концентрации, распределению и переключению внимания) и предпосылок учебных умений; б) расширение словарного запаса, обогащение активного и пассивного словаря; в) совершенствование зрительно-пространственных и пространственно-временных ориентировок, двигательной памяти; г) развитие сукцессивных способностей (то есть последовательности действий и их планирования); д) развитие тактильных ощущений посредством дермалексии (узнавание букв, написанных в воздухе, на теле и тому подобное).

Достигнутые детьми результаты могут оцениваться в процессе игры по установленным правилам. Такое поощрение становится для детей привлекательным стимулом в преодолении трудностей. В качестве поощрения могут служить открытки с репродукциями знаменитых картин, портретов художников, изображения сказочных героев, эмблемы, медали и тому подобное. Различные используемые в игре символы могут обозначать также ошибочные или неточные ответы. В результате дети составляют наглядное представление об уровне собственных знаний и умений, обретают способность к самоконтролю и самооценке. В качестве игры-зачета может использоваться тематическая или многожанровая викторина. Дети с удовольствием участвуют и в таких игровых формах зачета, которые построены по типу КВН или «Что? Где? Когда?»

Иногда у педагога возникает необходимость снять во время затянувшейся учебной деятельности интеллектуальное напряжение детей, включив их двигательную энергию. Этому способствуют ритмические игры во время физкультпауз и познавательные игры с элементами движения — игры «живые примеры», «живые слова». Во время двигательных игр на фоне стихотворного текста шуточного характера, в которых поэтическое слово выполняет роль ритмической организации движения, дети выполняют физические упражнения. Созданные на основе текстов маленькие игры-минутки служат прекрасным средством эмоциональной разрядки. Учителю важно учитывать условия проведения этих игр-минуток: цель, время и место, предшествующий и последующий вид деятельности и состояние отдельный детей и группы в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Основания технологии личностно-ориентированного обучения
Как показало исследование в самом общем виде трактовку понятия "педагогическая технология" в дидактике можно свести к трем основным точкам зрения. 1. Педагогическая технология (ПТ) отождествляется с формой организации учебного процесса (без дифференциации формы как способа обучения и, нап ...

Основные подходы к изучению вопросов культуры в школьном курсе истории
Сегодня сложились разные подходы к предъявлению историко-культурного материала в школе, но на практике он обычно является простым дополнением к общей картине исторического развития. Между тем без его полноправного с событийной историей усвоения создать у учащихся полноценный образ эпохи невозможно. ...

Классификация информационных технологий
В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационные технологии" (ИТ). Данный термин связан с двумя понятиями: информация и технология. Прежде всего, обратимся к определению категорий "информация" и "технология" с позиций общена ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru