Содержание среднего образования

Страница 3

Общее образование являлось фундаментом профессионального образования. Овладевая основами наук, ученик усваивал много важных знаний, имевших большое значение для профессиональной подготовки. Особенно это касалось изучения таких предметов, как математика, физика, химия, биология и законоведение. В свою очередь, профессиональное обучение углубляло общее образование, способствовало повышению интереса к общеобразовательным предметам.

Последующие изменения в содержании курса мужской гимназии в России (1914 г.) были незначительными, немного расширили программу по словесности за счёт включения некоторых писателей и поэтов в курс истории русской литературы; сократили на 1 час философскую пропедевтику за счёт истории философских учений и законоведение на 1 час за счёт уплотнения материала. Сокращены курсы иностранных языков на 3 часа: немецкого на 2 часа и французского на 1 час. Увеличили курс географии на 4 часа за счёт усиления географии России и введения курса родиноведения и курс истории на 2 часа за счёт усиления курса отечественной истории. Общее количество часов увеличилось на 1 час и равнялось 223 .

Изменения в учебном плане реальных училищ (1911 г.), совсем незначительные, вовсе не распространились на реальные училища Восточной Сибири. В Восточной Сибири учебные планы и программы, принятые в классической гимназии в 1901-1906 и в 1914 гг. и в реальных училищах в 1901, 1902 и 1906 гг., сохранились до конца их существования.

13 июля 1915 г. был издан циркуляр, обязывающий включать в программу 8 класса женских гимназий для учениц, избравших своей специальностью математику, изучение этого курса в объёме курса математики в мужских гимназиях.

При П.Н. Игнатьеве был издан закон от 3 июля 1916 г., предоставлявший попечительным советам право преобразовывать восьмые педагогические классы в общеобразовательные с латинским языком. Однако в 1916-1917 учебном году ни одна восточносибирская женская гимназия еще не преобразовывала педагогические классы в общеобразовательные.

Таким образом, ко времени Февральской революции фактического уравнения мужского и женского образования не произошло.

Свержение самодержавия позволило в короткие сроки ликвидировать последние препятствия к полному уравновешиванию мужского и женского образования. Так, 24 апреля 1917 г. Временное правительство издало постановление «О гимназиях, прогимназиях и реальных училищах для совместного обучения детей обоего пола», которое предоставило право MHП на средства казны открывать смешанные средние школы, но также городам, земствам, организациям, товариществам, приходам, общественным управлениям, сословиям, частным лицам на их собственные средства открывать полноправные смешанные гимназии и реальные училища. Этим же постановлением министру народного просвещения предоставлялось право преобразовывать существующие мужские и женские классы средних школ в смешанные «по ходатайству содержателей, подкреплённому заключением местного общественного управления».

Дальнейшее реформирование системы школьного образования в Сибири связано с появлением четырёхклассных гимназий и реальных училищ, которые представляли собой вторую ступень единой школы, ориентированной на выпускников высших начальных училищ и других школ с курсом обучения в объёме, примерно соответствующем курсу высших начальных училищ.

Были учтены прогрессивные идеи, направленные на то, чтобы ввести в гимназический курс математики изучение переменных величин. Но не было курсов философской пропедевтики и законоведения, сокращены на 19 часов курсы иностранных языков и на 12 часов латинского языка. Следует отметить некоторую искусственность и несогласованность программ ряда учебных предметов первой и второй ступени обучения, в частности по физике и математике.

Несмотря на недостатки в организационном и содержательном планах, четырёхклассные гимназии и реальные училища были действительным шагом вперёд в создании единой, демократической, бессословной общеобразовательной школы.

В целом учебные программы во всех средних школах строились двух типов: концентрические и линейные. При концентрическом способе построения программ материал ступени обучения в более усложнённом виде проходили на последующих ступенях. Таким, например, являлось изучение математики и русского языка в младших клaccах по отношению к содержанию этих же предметов в средних и старших классах, аналогичным было изучение физики, естествознания и географии, что говорит о распространенности этого способа. Концентризм в школьном образовании неизбежен: он обусловлен необходимостью учёта возрастных особенностей учащихся, хотя, естественно, он несколько замедляет темпы обучения.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Актуальные проблемы профориентационной работы
В настоящее время в нашей стране остро стоит вопрос подготовки рабочих кадров. Президент страны Д.А.Медведев на заседании Госсовета 31 августа 2010 года сказал: «Нам нужно окончательно расчистить основу для развития профессионального образования и выстроить профессионально-техническое образование в ...

Показатели силовой и скоростно-силовой подготовленности юношей IX и X классов до эксперимента
Анализ результатов по показателям физической подготовленности юношей IX и X классов экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об отсутствии, каких либо существенных различий между ними в уровне силовой подготовленности в начале педагогического эксперимента. Кроме сгибания и разгибания р ...

Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволило нам выявить следующие проблемы: недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности; недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально – культурной деятел ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru