Нормативная правовая база Российской Федерации по дошкольному образованию

Страница 1

В системе прав и свобод человека и гражданина право каждого человека на образование занимает главенствующее положение. Впервые это право было закреплено в ч.1 ст.26 Всеобщей декларации прав человека 1948г. и получило свое дальнейшее развитие в ч.1 ст.13 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966г.

Основным законодательным актом в области дошкольного образования является Конституция РФ. В ст.43 Конституции РФ закреплены две важные государственные гарантии реализации права граждан на образование: общедоступность дошкольного образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и бесплатность получения данного вида образования в указанных образовательных учреждениях. Эти гарантии отличает их взаимообусловленность: возможность бесплатного получения дошкольного образования, естественно, содействует его общедоступности. Одновременно общедоступность дошкольного образования для большинства граждан страны немыслима без возможности получить его бесплатно. Применительно к конституционному праву на общедоступное и бесплатное дошкольное образование в системной связи с конституционным принципом равенства это означает, что каждый ребенок имеет равную с другими, не зависящую от социального происхождения, места жительства, а также иных обстоятельств возможность для своего развития, а равенство возможностей при получении образования в первую очередь предполагает равный доступ в существующие государственные или муниципальные образовательные учреждения.

Положения ст.43 Конституции получили свое развитие в таких законах, как Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и др.

Из законодательных актов Российской Федерации системообразующим в области дошкольного образования является Закон РФ от 10 июля 1992г. №3266-1 «Об образовании». С точки зрения настоящего анализа представляется целесообразным выделить следующие положения названного Закона, которые в той или иной мере регулируют отношения, характерные для дошкольного образования:

- область образования провозглашена приоритетной, что соответственно обязывает государство обеспечить приоритетное развитие и дошкольного образования. В то же время следует отметить, что в Законе не предусмотрены правовые механизмы, направленные на реализацию приоритетности дошкольного образования;

- установлены государственные гарантии права граждан Российской Федерации на общедоступность и бесплатность дошкольного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях. Продублировав, по существу, конституционное право на дошкольное образование, но ограничив его категорией граждан Российской Федерации, Закон устанавливает некоторые механизмы реализации этого права. Так, на субъекты Российской Федерации возложена обязанность обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях посредством выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта Российской Федерации.

- образовательная программа дошкольного образования выделена как самостоятельная образовательная программа из общеобразовательных программ. Важно также подчеркнуть, что этой статьей установлены основные задачи, на решение которых должны быть направлены общеобразовательные программы: формирование общей культуры личности, адаптация личности к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. При этом устанавливается, что образовательные программы дошкольного и начального общего образования являются преемственными;

- дошкольные образовательные учреждения выделены в самостоятельный тип образовательных учреждений и определена возможность их видового разнообразия;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Становление древнерусской народности и государственности в Киевский период Х - ХШ вв
Киевский период X - XIII в.в. занял особое место в истории восточных славян. В эту эпоху произошло становление древнерусской народности и государственности, что внесло существенные изменения в воспитание и обучение. Характер образования и воспитания оказался в прямой зависимости от византийского вл ...

Художественное восприятие. Теоретические основы
Вся педагогическая работа по организации художественного восприятия-созерцания может быть намечена в двух главных направлениях: переживания (с преобладанием эмоционально-волевых моментов) и познания (с преобладанием логически-мыслительных процессов). Между этими направлениями нет непереходимой проп ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru