Формирующий этап исследования проводился с 11 октября по 11 марта 2012 года. Целью данного этапа было: сформировать представления о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр.
Исходя из цели, были поставлены следующие задачи:
1) Подобрать или разработать содержание дидактических игр по формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни и апробировать его на практике.
2) Обогатить предметно – развивающую среду наглядными пособиями и дидактическими играми, направленными на умение соотносить, различать предметы по цвету, называть цвет предметов.
3) Определить оптимальные педагогические условия, способствующие успешному формированию представлений о цвете у детей третьего года жизни.
В данном эксперименте принимали участие те же дети (см. Приложение № 1). Для формирования представлений о цвете нами было подобраны дидактические игры в количестве 21 штуки. В их подборе нам помогли такие пособия, как «Игровые занятия с детьми 2 – 3 лет» под редакцией Л. Н. Колдиной; «Воспитание сенсорной культуры ребенка» под редакцией Л. А. Венгера; «55 развивающих игр для малышей от года до трех» под редакцией Р. К. Хазиевой.
Во время разработки перспективного плана, много дидактических игр и пособий мы сделали своими руками. Например, сшили «дидактическую юбку», идею данного методического пособия мы взяли у Л. Касаткиной, воспитателя МДОУ № 1 поселка Вайделевка Белгородской области. По всей юбке были разбросаны карманы красного, синего, зеленого, желтого, белого и черного цветов и «полянки» таких же цветов. Сшили платочки и цветочки (на липучках) под цвет карманов и полянок юбки.
Для развития сенсорики нами была создана соответствующая развивающая среда в группе. Было выделено место, где мы разместили дидактический материал и пособия (цветные вкладыши, пирамидки различных цветов, «занимательные коробки» разнообразных цветов, наборы для нанизывания бус разного цвета, матрешки, конструкторы «Лего» и др.) Таким образом, мы предусмотрели для проведения работы с детьми наглядный материал разной текстуры (из ткани, пластмассы, картона, дерева, бумаги шероховатой и гладкой).
Подбор дидактических игр осуществлялся на основе результатов диагностики детей на констатирующем этапе исследования с учетом программных требований.
На основе подобранных и разработанных игр была составлена программа их проведения.
Для повышения эмоциональной активности (заинтересованности восприятия познавательного материала, желание принять участие в дидактических играх) мы использовали сюрпризные моменты и элементы новизны (юбка). Они эмоционально настраивали ребенка на познание, обостряли желание разгадать секрет и просто порадоваться, удивиться. В качестве сюрприза выступало появление новых игрушек: Чебурашка – в дидактической игре «Праздник для Чебурашки», кукла – в игре «Нанизывание бус разного цвета», появление экспериментатора в новом образе ( в «дидактической юбке» в игре «Игрушки для зверят». Успешное, на наш взгляд, выполнение игровых задач, осуществлялось и благодаря методу повторения. Мы считаем, что полученные в играх представления и умения должны быть достаточно прочными и устойчивыми, поэтому неоднократная повторяемость игр в течение дня и всей последующей недели были необходимым условием для этого. Из методов, стимулирующих познавательную активность, мы чаще использовали сравнение (такого – не такого цвета), анализ (правильно ли ребенком было выполнено задание).
Каждую дидактическую игру по формированию представлений о цвете, мы проводили один раз в неделю. Длительность игры не превышала десяти минут. Занимались с детьми индивидуально или небольшими подгруппами. Каждую неделю мы знакомили детей с новой игрой. В течение недели все дети, принимающие участие в эксперименте, были вовлечены в игру. При проведении дидактических игр мы пользовались краткой словесной инструкцией, не отвлекая детей лишними словами от выполнения заданий. Вначале, мы не требовали от детей обязательного запоминания и самостоятельного употребления названия цвета. Важно, чтобы ребенок активно выполнял задание, так как именно в практической деятельности происходит накопление представлений о свойствах предметов. Мы помнили, что соотнесение, различение и называние цвета предметов, объединение слова и представления, для детей данного возраста – сложная умственная деятельность, поэтому не перегружали детей.
Статьи по теме:
Проблема специфики педагогических объектов системного исследования в
отечественной педагогике конца 60-х - 80-х годов хх века
Обращение советской педагогики к системному подходу в период его ''триумфального шествия" по всем областям науки, в период становления новой, системной парадигмы научного мышления было естественным и закономерным. Но характер использования и особенности развития системного подхода в педагогиче ...
Принципы и методы психолого-педагогического изучения дошкольников с
нарушениями слуха
Основными принципами психолого-педагогического изучения детей раннего и дошкольного возраста с нарушениями слуха являются следующие. Комплексный характер изучения детей раннего и дошкольного возраста Комплексный подход предусматривает различные направления в диагностике отклонений в развитии: медик ...
Обследование состояния органов артикуляционного аппарата
Изучение состояния, органов артикуляционного аппарата включает обследование его анатомического строения и двигательной функции. Обследование анатомического состояния артикуляционного аппарата ученика 2 класса Гиздуллина Марата Кашиповича До обследования состояния артикуляционного аппарата проводило ...