Из года в год российское образование совершенствуется. Становится оно лучшим или худшим, покажет только время, но за новинками в школьном образовании, как по цепочке, меняется и многое другое. Растут требования к детям, а следовательно к учителям, следовательно меняется и подготовка будущих педагогов. С каждым годом выходят новые стандарты образования, новые требования. Проследить изменения в требованиях к педагогу можно сравнив нормативные документы ранее изданные, и современные.
1. Сборник нормативных документов, 1988 год.
Общие требования к специалисту, согласно нормативным документам 1988 г. формулировались следующим образом.
В соответствии с требованиями теории и практики коммунистического строительства советский специалист должен иметь высокий уровень профессиональной подготовки, обладать хорошим знанием основ марксистко-ленинского учения, широкой эрудицией и культурой, ясно видеть политические цели партии и страны, быть убежденным патриотом и интернационалистом, достойным представителем общенародной социалистической интеллигенции.
Советский специалист обязан активно проводить в жизнь политику КПСС, обладать высокими гражданскими и нравственными качествами, ответственно и творчески относиться к порученному делу, стоять на страже общенародных интересов, быть готовым к защите социалистической Родины.
Советский специалист должен сочетать широкую фундаментальную научную и практическую подготовку, в совершенстве владеть своей специальностью, непрерывно пополнять свои знания, расширять общественно-политический кругозор, уметь на практике применять принципы научной организации труда, владеть передовыми методами управления трудовыми коллективами, навыками политико-воспитательной работы среди учащихся.
Специалист должен знать:
основы общетеоретических дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научно-методических и организационно-управленческих задач;
дисциплины психолого-педагогического цикла: педагогику, психологию, возрастную физиологию, школьную гигиену, методику преподавания географии;
методику воспитательной работы (в том числе методику работы классного руководителя, воспитателя группы продленного дня, пионерской и комсомольской работы, воспитательной работы во внешкольных учреждениях, профориентационной работы);
методы организации трудового воспитания и обучения;
основы географической науки и специальные дисциплины, в том числе: физическую географию СССР, экономическую и социальную географию СССР, экономическую и социальную географию мира и зарубежных стран, географию материков и океанов, геологию, картографию с основами топографии, общее землеведение, географию почв с основами почвоведения, биогеографию и др.;
развитие географической науки, современные проблемы, стоящие в этой отрасли знаний;
проблемы охраны природы и рационального использования природных ресурсов; организацию природоохранительной деятельности в СССР;
основы современного производства;
содержание и принципы организации школьного образования по географии; программы и учебники;
вопросы формирования различных ученических коллективов и руководства ими; требования к оснащению и оборудованию школьных кабинетов географии, организации школьных географических площадок; применяемые средства обучения и их дидактические возможности;
основные направления и перспективы развития народного образования и педагогической науки; принципы и приемы сбора, систематизации, обобщения и использования информации, проведения научных исследований и методической работы по специальности, подготовки информационных и научно-методических материалов; основы советского права и научной организации труда.
Специалист должен уметь:
применять полученные знания при решении педагогических, учебно-воспитательных и научно-методических задач с учетом возрастных и индивидуально-типологических различий учащихся, социально-педагогических особенностей ученических коллективов и конкретных педагогических ситуаций;
Статьи по теме:
Физическая культура и спорт в профилактике заболеваний и укреплении здоровья
здоровье физический культура учащийся Регулярные занятия физической культурой благоприятно влияют на здоровье и физическое состояние человека. Занятия способствуют также профилактике заболеваний, которые могут развиться в старшем возрасте. Во все времена была известна польза физической культуры. Пр ...
Психолого-педагогическая характеристика детей с ОНР
Впервые научное объяснение такому отклонению в развитии, каким является общее недоразвитие речи (ОНР), было дано Р.Е. Левиной и коллективом научных сотрудников НИИ дефектологии АПН СССР (Г.Н. Жаренковой, Г.А. Каше, Н.А. Никашиной, Л.Ф. Спировой, Т.Б. Филичевой и др.) в 50–60-е гг. 20в. Под ОНР у де ...
Методические приемы изучения вопросов культуры в школе
Вопрос о преподавании истории культуры – сложный. Длинные перечни имен и фактов в соответствующих параграфах учебников многое говорят их авторам, но почти не сообщают новой информации ученикам. Для авторов учебников за перечисляемыми ими именами и памятниками стоят масштабные явления культуры, но д ...