В своей работе учитель руководствуется основными положениями Конституции РФ, законодательством Российской Федерации в области образования.
Учитель должен знать:
Основы естественных и общественных наук, необходимые для ориентации
образовательных и воспитательных задач посредством обучения школьников географии;
основы психолого-педагогических наук, теории и концепции ученых, раскрывающие закономерности формирования личности, воспитания и развития учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;
проблемы и современный уровень географической науки, ее роль в решении социально-экономического развития страны; цели школьной географии, ее вклад в формирование личности школьников, в воспитание экологической культуры;
структуру и содержание школьной географии в объеме, достаточном для обеспечения уровня преподавания учебного материала в рамках общеобразовательных учреждений, зафиксированного в государственном образовательном стандарте по географии; альтернативные концепции содержания школьной географии; методы, средства и формы организации обучения, обеспечивающие достижение результатов требованиям государственного образовательного географического образования в соответствии с выбранными программами и учебно-методическим обеспечением; требования к материальной базе обучения предмету (кабинет, УМК, экологическая тропа, краеведческий музей и др.).
Учитель должен уметь:
обосновать свой выбор программ и учебно-методического обеспечения;
проводить учебные занятия, опираясь на достижения в области методической, педагогической и психологической наук, возрастной психологии и школьной гигиены;
планировать и осуществлять учебный процесс, ориентируясь на личность школьника, его мотивы, познавательные интересы, способности;
организовывать самостоятельную деятельность учащихся, в том числе исследовательскую (по изучению географии своего региона), включать в учебный процесс проблемное обучение; оценивать эффективность обучения предмету, учитывая не только усвоение знаний и умений, но и развитие опыта творческой деятельности, познавательного интереса к предмету,
осуществлять контроль и аттестацию учащихся;
организовывать работу школьников в учебном кабинете и на местности, используя имеющееся оборудование и технические средства; осуществлять связь обучения географии с жизнью, обсуждать с учащимися актуальные события современности;
вести внеклассную работу по географии, руководить краеведческой или экскурсионно-туристической работой и школе.
3. Профессиограмма, 2010 год (новейшие требования).
Профессиограмма "Географ"
Виды деятельности:
проведение комплексных исследований отраслевых, региональных, национальных и глобальных географических проблем и разработка рекомендаций по их разрешению;
выявление природно-ресурсного потенциала территории и возможностей его хозяйственного освоения;
изучение закономерностей формирования пространственных структур хозяйства и форм организации жизни общества;
организация экологического мониторинга;
анализ частных и общих проблем использования природных условий и ресурсов;
управление природопользованием;
выявление и диагностика проблем охраны природы и систем взаимодействия общества и природы;
проектирование и экспертиза социально-экономической и хозяйственной деятельности на территориях разного иерархического уровня;
проектирование типовых природоохранных мероприятий;
производство оценка воздействий на окружающую среду:
обеспечение экологической безопасности народного хозяйства и других сфер человеческой деятельности;
проведение экологической экспертизы;
разработка практических рекомендаций по сохранению природной среды;
учебная работа в вузах, колледжах, средних общеобразовательных школах.
Статьи по теме:
Перспективы развития системы дошкольного образования
Охарактеризуем тенденции развития дошкольного образования России, его перспективы, опираясь на данные, опубликованные в работе Л.А. Парамоновой. Произошедшие резкие изменения в общественной, экономической, социальной и демографической ситуации в стране привели к следующему – увеличилось число семей ...
Прием – сообщение учащимся биографии автора
Биография писателя, поэта неразделимо связана с его творчеством. Биография детского писателя – вдвойне. Человеку, пишущему о детях и для детей, очень трудно абстрагироваться от собственного, детского опыта жизни, детских переживаний. Здесь уместно вспомнить драматурга А. Володина, сказавшего, что п ...
Репродуктивное знание
Этот тип знаний обозначает пассивное, неинтерпретационное восприятие, где отсутствует субъективное и личностное понимание: репродуктивное знание означает “воспроизведение без преобразования”. Репродуктивное знание основывается на запоминании и воспроизведении с минимальными изменениями и интерпрета ...