Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Аналитическое образование » Сенсорное воспитание детей раннего возраста » Дидактическая игра как средство сенсорного воспитания детей раннего возраста

Страница 1

Основным методом сенсорного воспитания является обследование детьми предметов с целью определения их свойств. Обследование - это специально организованное восприятие предметов для последующего использования его результатов в той или иной содержательной деятельности. В процессе обследования дети учатся выделять и различать величину, форму, пространственные отношения, цвет.

В зависимости от последующей продуктивной деятельности можно выделить основные этапы, которые характерны для обобщенного способа обследования:

1. Восприятие целостного облика предмета.

2. Вычленение основных частей этого предмета и определение их свойств (форма, величина и т. д.).

З. Определение пространственных взаимоотношений частей относительно друг друга (выше, ниже, слева, справа).

4. Вычленение более мелких частей предмета и установление их пространственного расположения по отношению к основным частям.

5. Повторное целостное восприятие предмета.

Обучение обследованию проводится с учетом возраста детей: младшим даются предметы более простые по форме (мячик, кубик, башенка), окрашенные в основные цвета, без излишних деталей; старшие могут рассматривать и анализировать все окружающие их предметы, выделять большее количество качеств (цвет, форму, вес, твердость или мягкость, фактуру материала и др.) .

Работы А. П. Усовой, Н. П. Сакулиной, Н. Н. Поддьякова, В. Н. Аванесовой показали, что использование специально сконструированных дидактических пособий, проведение дидактических упражнений и игр должно органически сочетаться с сенсорным воспитанием, осуществляемым на занятиях рисованием, лепкой, конструированием и др. Дидактические игры и упражнения могут применяться как в качестве одного из методов проведения самих занятий, так и в целях расширения, уточнения и закрепления полученных на занятиях знаний и умений.

Для повышения эффективности образовательной работы, сенсорного воспитания и обучения большое значение имеет использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: дидактические игры, дидактические упражнения. Определенное место отводится занятиям, которые проводятся в форме организованных дидактических игр. На этих занятиях воспитатель ставит перед детьми сенсорные и умственные задачи в игровой форме, связывает с игрой. Развитие восприятий и представлений ребенка, усвоение знаний и формирование умений происходит в ходе интересных игровых действий (прятания и поиска, отгадывания и загадывания, изображения различных жизненных ситуаций, соревнования в достижении результата).

Важное значение имеют и упражнения с дидактическими материалами и игрушками. Эти упражнения, основанные на практических действиях каждого ребенка с деталями дидактических игрушек, материалов, позволяют совершенствовать сенсорный опыт ребенка, являются полезными для закрепления представлений о форме, величине, цвете предметов.

Дидактические игры различаются по обучающему содержанию, познавательной деятельности детей, игровым действиям и правилам, организации и взаимоотношениям детей, по роли преподавателя. Перечисленные признаки присущи всем играм, но в одних отчетливее выступают одни, в других — иные.

Основа дидактической игры — особенности игровой деятельности детей, игровых задач, игровых действий и правил, организация жизни детей, руководство воспитателя.

В процессе сенсорного воспитания с помощью дидактических игр можно выделить ряд этапов.

Целью первого этапа является привлечение внимания детей к этому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках является целью второго этапа сенсорного воспитания.

В процессе такого обучения воспитатель показывает и называет само перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое было результатом обследования. На этом этапе, чтобы обеспечить отчетливое вычленение того или иного качества и отделение его от сопутствующих, целесообразно использовать прием сравнения данного качества с противоположным, которое выделяется теми же обследовательскими действиями. Ознакомив детей со способами обследования и качествами предметов, нужно организовать упражнения в выделении этих качеств.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Коррекция фонематических процессов у младших школьников с нарушением произносительной стороны речи
Коррекционная работа строится в зависимости от имеющихся нарушений звукопроизношения и восприятия звуков. Всем очевидно, что для достижения наилучшего результата, необходимо постоянное разностороннее воздействие на ребенка. Именно поэтому надо подключать к работе педагогов, воспитателей, родителей. ...

Принципы русской пунктуации
Дело в том, что на иерархии общих функций знаков препинания основываются в европейском языке принципы организации системы пунктуации. Они были сформулированы еще в 18-19 веках. И один из принципов это: 1. смысловой принцип (понимание письменного текста); 2. грамматический принцип (роль пунктуации в ...

Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 131 в период с января по апрель 2009 года. В нем принимали участие педагоги старшей и подготовительной групп, а также узкие специалисты, работающие с детьми этих групп – муз ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru