Сеть школ и их учебно-материальная база

Страница 1

Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию и Якутскую прогимназию, которые строили свою работу на основе устава 1864. В 1870 г. распоряжением Иркутского генерал-губернатора на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП», утвержденного царем 24 ноября 1870 г., восточносибирские женские училища второго разряда и Иркутское училище первого разряда преобразовали в женские прогимназии и гимназию. Таким образом, к 1 января 1871 г. на территории Восточной Сибири было 12 средних учебных заведений. Активное участие в создании учебных заведений принимали городские общества и частные лица, жертвовавшие значительные средства. Именно «на эти пожертвования была создана за Уралом средняя школа и в значительной степени поддерживалась» до установления советской власти в Сибири.

Дальнейшее развитие средней школы региона было в немалой степени сопряжено со школьной политикой министров Д.А. Толстого и И.Д. Делянова. Неудачный выстрел Каракозова в царя (4 апреля) послужил поводом к усилению политической реакции в стране, непосредственко отразившейся в области среднего образования. Председатель комиссии по делу Каракозова Муравьев в записке царю прямо заявил, что выстрел 4 апреля 1866 г. - это в известной мере «результат разрушительных действий вредных элементов, выпускаемых отчасти от извращенных ученых и учебных заведекий», что министерство Головнина создало поколение, «зараженное ультрадемократизмом, социализмом и нигилизмом». В царском рескрипте от 13 мая 1866 г. на имя председателя Комитета министров отмечалось, что высочайшее «внимание уже обращено на воспитание юношества и даны указания на то, чтобы оно было направляемо в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка». Для Д.А. Толстого, принявшего министерство в эпоху «начавшегося этапа борьбы с духом, чуждым прежнему времени», ввиду исходивших «непосредственно от воли императора указаний, не могло быть иной задачи, кроме прислособления преподавания в учебных заведениях его ведомства к вышеуказанным воспитательным целям». Д.А. Толстой и его сторонкики считали, что «дух, чуждый прежнему времени», не внедрился бы в школу, если бы юношество «воспитывалось на произведениях классической древности, на том высоком изяществе и строгом нравственном достоинстве, коими большей частью запечатлены лучшие произведения древних классиков».

В основу гимназического обучения была положена классическая система, игнорировавшая образовательную ценность других предметов. Из 206 годовых часов, отводившихся по новому уставу на учебные предметы, древним языкам отвели 85 ч. (41,3%). К тому же, согласно одному из принципов, положенкому в основу работы классических гимназий, - «сосредоточить умственные силы учеников на главнейших предметах гимназического курса видах достижения учащимся юношеством надлежащей умственной зрелости» - та же латынь и греческий, да еще математика сделали обучение в гимназиях «классическим, кошмаром».

Устав 1871 г. нацеливал на усиление «охранительных начал» в средней школе. В этом же духе было издано несколько министерских циркуляров и распоряжений. Например, в циркуляре от 21 сентября 1866 г. «О повышении требований при проведении экзамеков в гимназиях и при поступлении в университет» говорилось, что требования при поступлении в гимназию снижены, и рекомендовались циничные меры против «переполнения низших классов гимназий такими учениками, которым по положению и средствам их родителей более свойственно обучаться не в гимназиях, а в уездных училищах». Или циркулярное распоряжение 1869г., которое предписывало учебным заведениям приобретать педагогическую литературу, одобренную и рекомендованную Министерством народного просвещения. Такое же распоряжение было сделано и в отношении учебных пособий и руководств. Еще раньше, с 1866 г., стали публиковать списки книг, приобретать которые учебным заведениям запрещалось.

В реальных училищах ввели шестилетний курс обучения, 5 и 6 классы могли иметь два отделения — основное и коммерческое, в зависимости от местных потребностей. При наличии необходимых средств открывали седьмой дополнительный класс при основном отделении. В 7 класс разрешалось иметь три отделения: общее, предназначеннoe для подготовки учащихся в высшие технические учебное заведения, и два с профессиональным уклоном - математико-техническим и химико-техническим.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Воспитательно-образовательное значение экскурсий в природу
Природа представляет все необходимое для нашего существования: и воздух, и воду, и пищу, и одежду, и кров, и многое другое. Но вместе с тем природа, как добрая мать, выступает перед нами еще в одной роли, которую часто недооценивают: она – наша учительница и воспитательница. Она влияет на наше духо ...

Сравнительный анализ основных методических подходов к коррекции дисграфии на основе нарушения фонемного распознавания
Педагогическая классификация выделяет ведущие механизмы языковых затруднений и нарушений у детей с дисграфией и предлагает пять главных педагогических стратегий ее коррекции, сочетать, разнообразить или индивидуализировать которые позволяет профессиональная подготовка и опыт логопеда. В процессе ло ...

Заучивание стихов наизусть как прием приобщения детей к чтению
Рекомендации по заучиванию стихов наизусть стали давать еще в XVIII в. (И.И. Бецкой), и до сих пор этот процесс и методика его проведения, требующие постоянного внимания и совершенствования, интересны педагогам, психологам, практическим работникам. Например, формы разучивания стихотворений, предлож ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru