Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию и Якутскую прогимназию, которые строили свою работу на основе устава 1864. В 1870 г. распоряжением Иркутского генерал-губернатора на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП», утвержденного царем 24 ноября 1870 г., восточносибирские женские училища второго разряда и Иркутское училище первого разряда преобразовали в женские прогимназии и гимназию. Таким образом, к 1 января 1871 г. на территории Восточной Сибири было 12 средних учебных заведений. Активное участие в создании учебных заведений принимали городские общества и частные лица, жертвовавшие значительные средства. Именно «на эти пожертвования была создана за Уралом средняя школа и в значительной степени поддерживалась» до установления советской власти в Сибири.
Дальнейшее развитие средней школы региона было в немалой степени сопряжено со школьной политикой министров Д.А. Толстого и И.Д. Делянова. Неудачный выстрел Каракозова в царя (4 апреля) послужил поводом к усилению политической реакции в стране, непосредственко отразившейся в области среднего образования. Председатель комиссии по делу Каракозова Муравьев в записке царю прямо заявил, что выстрел 4 апреля 1866 г. - это в известной мере «результат разрушительных действий вредных элементов, выпускаемых отчасти от извращенных ученых и учебных заведекий», что министерство Головнина создало поколение, «зараженное ультрадемократизмом, социализмом и нигилизмом». В царском рескрипте от 13 мая 1866 г. на имя председателя Комитета министров отмечалось, что высочайшее «внимание уже обращено на воспитание юношества и даны указания на то, чтобы оно было направляемо в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка». Для Д.А. Толстого, принявшего министерство в эпоху «начавшегося этапа борьбы с духом, чуждым прежнему времени», ввиду исходивших «непосредственно от воли императора указаний, не могло быть иной задачи, кроме прислособления преподавания в учебных заведениях его ведомства к вышеуказанным воспитательным целям». Д.А. Толстой и его сторонкики считали, что «дух, чуждый прежнему времени», не внедрился бы в школу, если бы юношество «воспитывалось на произведениях классической древности, на том высоком изяществе и строгом нравственном достоинстве, коими большей частью запечатлены лучшие произведения древних классиков».
В основу гимназического обучения была положена классическая система, игнорировавшая образовательную ценность других предметов. Из 206 годовых часов, отводившихся по новому уставу на учебные предметы, древним языкам отвели 85 ч. (41,3%). К тому же, согласно одному из принципов, положенкому в основу работы классических гимназий, - «сосредоточить умственные силы учеников на главнейших предметах гимназического курса видах достижения учащимся юношеством надлежащей умственной зрелости» - та же латынь и греческий, да еще математика сделали обучение в гимназиях «классическим, кошмаром».
Устав 1871 г. нацеливал на усиление «охранительных начал» в средней школе. В этом же духе было издано несколько министерских циркуляров и распоряжений. Например, в циркуляре от 21 сентября 1866 г. «О повышении требований при проведении экзамеков в гимназиях и при поступлении в университет» говорилось, что требования при поступлении в гимназию снижены, и рекомендовались циничные меры против «переполнения низших классов гимназий такими учениками, которым по положению и средствам их родителей более свойственно обучаться не в гимназиях, а в уездных училищах». Или циркулярное распоряжение 1869г., которое предписывало учебным заведениям приобретать педагогическую литературу, одобренную и рекомендованную Министерством народного просвещения. Такое же распоряжение было сделано и в отношении учебных пособий и руководств. Еще раньше, с 1866 г., стали публиковать списки книг, приобретать которые учебным заведениям запрещалось.
В реальных училищах ввели шестилетний курс обучения, 5 и 6 классы могли иметь два отделения — основное и коммерческое, в зависимости от местных потребностей. При наличии необходимых средств открывали седьмой дополнительный класс при основном отделении. В 7 класс разрешалось иметь три отделения: общее, предназначеннoe для подготовки учащихся в высшие технические учебное заведения, и два с профессиональным уклоном - математико-техническим и химико-техническим.
Статьи по теме:
Знания, умения, способности и личностные качества преподавателя психологии
Профессия преподавателя психологии имеет свою специфику в отличие от профессии психолога-ученого и психолога-практика. Преподаватель должен не только иметь психологические знания, но и уметь передавать их студентам. С этой точки зрения умения, личностные качества и способности преподавателя психоло ...
План производственного обучения группы
Это формальный документ, который несет не только дидактические функции, но и производственные. Если ПТП включает только дидактические аспекты, то план ПО отражает производственную сторону, приучает выполнять плановые задания, проводить контроль производственной деятельности учащихся и управлять сит ...
Психологические особенности младшего школьного возраста
По мнению Зимней И.А., младшие школьники отличаются особой чуткостью к языковым явлениям. Они проявляют интерес к осмыслению своего речевого опыта, легко и прочно запоминают небольшой по объему материал и хорошо его воспроизводят. Как утверждает Рогова Г.В., у детей младшего школьного возраста дост ...