Сеть школ и их учебно-материальная база

Страница 1

Распространение на Восточную Сибирь с 1867 г. действия «Положения об управлении гражданскими учебными заведениями в Западной Сибири» от 12 апреля 1859 г. имело также благотворное влияние и на создание системы среднего образования в регионе. В 1868 — 1869 гг. открыли Красноярскую губернскую гимназию и Якутскую прогимназию, которые строили свою работу на основе устава 1864. В 1870 г. распоряжением Иркутского генерал-губернатора на основании «Положения о женских гимназиях и прогимназиях МНП», утвержденного царем 24 ноября 1870 г., восточносибирские женские училища второго разряда и Иркутское училище первого разряда преобразовали в женские прогимназии и гимназию. Таким образом, к 1 января 1871 г. на территории Восточной Сибири было 12 средних учебных заведений. Активное участие в создании учебных заведений принимали городские общества и частные лица, жертвовавшие значительные средства. Именно «на эти пожертвования была создана за Уралом средняя школа и в значительной степени поддерживалась» до установления советской власти в Сибири.

Дальнейшее развитие средней школы региона было в немалой степени сопряжено со школьной политикой министров Д.А. Толстого и И.Д. Делянова. Неудачный выстрел Каракозова в царя (4 апреля) послужил поводом к усилению политической реакции в стране, непосредственко отразившейся в области среднего образования. Председатель комиссии по делу Каракозова Муравьев в записке царю прямо заявил, что выстрел 4 апреля 1866 г. - это в известной мере «результат разрушительных действий вредных элементов, выпускаемых отчасти от извращенных ученых и учебных заведекий», что министерство Головнина создало поколение, «зараженное ультрадемократизмом, социализмом и нигилизмом». В царском рескрипте от 13 мая 1866 г. на имя председателя Комитета министров отмечалось, что высочайшее «внимание уже обращено на воспитание юношества и даны указания на то, чтобы оно было направляемо в духе истин религии, уважения к правам собственности и соблюдения коренных начал общественного порядка». Для Д.А. Толстого, принявшего министерство в эпоху «начавшегося этапа борьбы с духом, чуждым прежнему времени», ввиду исходивших «непосредственно от воли императора указаний, не могло быть иной задачи, кроме прислособления преподавания в учебных заведениях его ведомства к вышеуказанным воспитательным целям». Д.А. Толстой и его сторонкики считали, что «дух, чуждый прежнему времени», не внедрился бы в школу, если бы юношество «воспитывалось на произведениях классической древности, на том высоком изяществе и строгом нравственном достоинстве, коими большей частью запечатлены лучшие произведения древних классиков».

В основу гимназического обучения была положена классическая система, игнорировавшая образовательную ценность других предметов. Из 206 годовых часов, отводившихся по новому уставу на учебные предметы, древним языкам отвели 85 ч. (41,3%). К тому же, согласно одному из принципов, положенкому в основу работы классических гимназий, - «сосредоточить умственные силы учеников на главнейших предметах гимназического курса видах достижения учащимся юношеством надлежащей умственной зрелости» - та же латынь и греческий, да еще математика сделали обучение в гимназиях «классическим, кошмаром».

Устав 1871 г. нацеливал на усиление «охранительных начал» в средней школе. В этом же духе было издано несколько министерских циркуляров и распоряжений. Например, в циркуляре от 21 сентября 1866 г. «О повышении требований при проведении экзамеков в гимназиях и при поступлении в университет» говорилось, что требования при поступлении в гимназию снижены, и рекомендовались циничные меры против «переполнения низших классов гимназий такими учениками, которым по положению и средствам их родителей более свойственно обучаться не в гимназиях, а в уездных училищах». Или циркулярное распоряжение 1869г., которое предписывало учебным заведениям приобретать педагогическую литературу, одобренную и рекомендованную Министерством народного просвещения. Такое же распоряжение было сделано и в отношении учебных пособий и руководств. Еще раньше, с 1866 г., стали публиковать списки книг, приобретать которые учебным заведениям запрещалось.

В реальных училищах ввели шестилетний курс обучения, 5 и 6 классы могли иметь два отделения — основное и коммерческое, в зависимости от местных потребностей. При наличии необходимых средств открывали седьмой дополнительный класс при основном отделении. В 7 класс разрешалось иметь три отделения: общее, предназначеннoe для подготовки учащихся в высшие технические учебное заведения, и два с профессиональным уклоном - математико-техническим и химико-техническим.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Компоненты творческих способностей
Творческие способности представляют собой сплав многих качеств. И вопрос о компонентах творческого потенциала человека остается до сих пор открытым, хотя в настоящий момент существует несколько гипотез, касаю­щихся этой проблемы. Многие психологи связывают способности к творческой деятельно­сти, пр ...

Развитие художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста
Развивающая педагогика ненасилия существенно изменила отношение взрослых к детям. Уровень развития ребенка становится мерой качества работы педагога и всей образовательной системы в целом. Педагоги ДОУ ориентируются не только на подготовку к школе, но и на сохранение полноценного детства в соответс ...

Умение осуществлять поиск необходимой информации как одно из универсальных учебных действий
Термин «информация» происходит от латинского слова «informatio», что означает сведения, разъяснения, изложение. Несмотря на широкое распространение этого термина, понятие информации является одним из самых дискуссионных в науке. Попыток дать наиболее общее и емкое определение категории информации б ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru