Сеть школ и их учебно-материальная база

Страница 2

В 70 — первой половине 90-х гг. XIX в. рост средних учебных заведений в регионе замедлился и составлял по 4 школы в десятилетие, достигнув к 1891 г. 20 учебных заведений: четырёх мужских гимназий и прогимназий, трёх реальных училищ и тринадцати женских средних учебных зазедений.

Вторая половина 90-х — первые 1900-е гг. ознаменовались провозглашением «нового курса» политики в области народного образования. Вступивший в 1898 г. на пост министра народного просвещекия Н.П. Боголепов принужден был поставить вопрос о реформе среднего образования в порядок для своего министерства. При этом он не мог решиться на какое-либо радикальное изменение в положении школ, подчёркивая, что «учебное дело не терпит грубой ломки». Комиссия, проводившая работу с 7 января по 7 марта 1900 г., разработала шесть проектов организации средней школы, но радикальных изменений в средней школе они не предусматривали. Сохранили основы классической гимназии и реального училища как двух главных типов общеобразовательной средней шкалы. Было намечено сблизить между собой оба эти типа школы, ослабив классицизм в гимназиях (латинский язык начинать только с третьего класса, а не с первого; греческий язык сделать необязательным и начинать его преподавание с четвёртого класса, а не с третьего) и, введя 8 класс в реальных училищах, открыть доступ реалистам в университет на физико-математический и медицинский факультеты. Предприняли другие шаги: в частности, циркуляром от 1 августа 1900 г. ввели новое учебные планы по древним языкам, значительно сокращавшим грамматический материал, а высвобождавшееся время отдавали чтению древних авторов. Были отмечены экстемпоралии, полностью отменены письменные экзамены по древним языкам. Циркулярами от 1 августа 1900 г. Преподаватель мог «сокращать или расширять те или другие темы, разделы, но ни в коем случае не пропускать существенного и главного, а в особенности того, что важно и необходимо для дальнейшего успешного изучения предмета». Рекомендовалось «наполнять ум ученика не возможно большим количеством сведений, а приучать работать сознательно, отчётливо и настойчиво». Циркуляром от 14 марта 1900 г. педагогическим советам предоставили право перевода учащихся в следующие классы без экзаменов по текущим отметкам, если итоговый балл по двум из следующих предметов: русскому языку, древним языкам и математике — не ниже «4». Циркуляром от 5 апреля 1900 г. аналогичное право предоставлено педагогическим советам женских средних учебных заведений. Циркуляром от 2 августа 1900 г. отменены обязательные летние письменные работы по разным предметам как не достигающие «тех целей, какие имелись в виду при их установлении».

С разрешения царя отдельные положения проекта стали вводиться в жизнь с начала 1901-1902 учебного года сроком на один год. Так, циркуляром министра от 23 июня 1901 г. прекращено преподавание латинского языка в первых двух классах и греческого языка в 3 и 4 клаccax, усилено преподавание русского языка и географии; введён в первый класс курс русской истории, нового иностранного языка и естествознания. Соответствующие изменения были сделаны и в распределении уроков двух классов реальных училищ.

Просуществовав в восточносибирских гимназиях в полной мере только примерно полтора десятилетия, значительно ослабел. Гимназия по своим учебным программа приблизились к реальным училищам, но имели передними существенное преимущество в виде отсутствия ограничения приёма в университет.

После отставки П.С. Ванновского его приемник Г.Э. Зенгер 10 июня 1902 г. получил от Николая II на своё имя рескрипт, в котором царь сам определил направление реформы средней школы. Он требовал соединения школьного образования юношества с« воспитанием в духе веры, преданности престолу и отечеству и уважения к семье; а так же забота о том, чтобы с умственным и физическим развитием молодёжи приучать её с ранних лет к порядку и дисциплине». Было издано несколько циркуляров, направленных на достижение этой цели.

В средних учебных заведениях все учащиеся регулярно осматривались школьными врачами, а гигиеническое состояние помещений поддерживалось на должном уровне ежедневной уборкой классных помещений после занятий, а коридоров — и во время занятий; классные комнаты проветривали на каждой перемене.

Во всех учебных заведениях было введено хоровое пение для детей с хорошим голосом.

В исполнении циркулярного распоряжения с разрешения главного инспектора учебные заведения вводили горячие завтраки по низким ценам, а беднейшим из учеников давали бесплатно горячий чай с булкой из специальных средств учебных заведений. Например, в Красноярской гимназии из специальных средств в 1903 г. выделили 150руб. для для бесплатного кормления беднейших учеников .

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Изучение и обобщение опыта по выявлению одаренных детей и работе с ними
Важное направление дифференциации образования - обучение одаренных, одаренных детей и подростков. В мировой педагогике к этому заметно возрос интерес. Так, например, действует Европейская ассоциация по высшим способностям, главная цель которой - исследование и поощрение обучения одаренных. Изучаютс ...

Речь как фактор развития человека
Речь – это процесс общения; язык – система выработанных предшествующими поколениями фонетических, лексических и грамматических средств, используемых в процессе общения. Речь и язык относятся к общественным явлениям. Она возникает и развивается под влиянием потребности в общении и служит целям общес ...

Дидактические игры и упражнения, и их значение
В дошкольной педагогике дидактические игры и упражнения с давних пор считались основным средством сенсорного воспитания. На них почти полностью возлагалась задача формирования сенсорики ребенка: знакомство с цветом, формой, величиной, пространством, звуком. Много таких дидактических игр представлен ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru