Сеть школ и их учебно-материальная база

Страница 3

Г.З. 3енгером 28 июня 1903 г. издан циркуляр «Об упадке дисциплины в средних учебных заведениях и городских училищах», в котором министр признал ряд фактов, свидетельствовавших об ухудшении дисциплины в средних учебных заведениях. К таким фактам министр относил «действия скопом», отказ учащихся от исполнения распоряжений учебной администрации, грубые и дерзкие выходки со стороны учащихся по поводу замечаний и внешний преподавателей и т.д.

Дальнейший толчок развитию средней школы Восточной Сибири дала революция 1905-1907 гг.

Революционная ситуация 1901-1904 гг. и революционная волна 1905-1907 гг. всколыхнули Восточную Сибирь, в том числе нашли отражение на всей жизни восточносибирской средней школы.

Как показывают материалы исследования, протест учащихся в основном выражался в следующем: в уходе с уроков и отказе отвечать на заданные учителями вопросы, в устройстве баррикад, объявлении бойкотов учителям, в указе от ношения формы, в нарушении правил внешкольного поведения, в протесте при получении аттестатов зрелости. Так, например, учащиеся выпускного 6 класса Енисейской прогимназии, не выдержав притеснений и придирок со стороны директора и преподавателей, объявили протест и покинули класс, после чего этот класс был закрыт.

Поменьше была группа учащихся, находившихся под влиянием идей социал-демократов. Они связывали борьбу за изменение школьного режима с преобразованиями в области государственного устройства

Спад революционной борьбы сопровождался отходом основной массы ученической молодёжи от революционного движения. В известной мере это связано с тем, что далеко не все родители поддерживали участие своих детей в революционном движении. Родители учащихся рассматривали события 1905-1907 гг. с позиций буржуазного и мелкобуржуазного либерализма; точно также они смотрели на школу. Постановления родительских школьных организаций, создание которых началось с октября 1905 г., поддерживали учащихся, как правило, в отношении их академических требований.

Не смотря на различное отношение преподавателей восточно - сибирских средних школ к революции 1905-1907 гг. - oт полного неприятия консерваторов до полной поддержки революционно настроенных преподавателей - значительная часть преподавательского состава прониклась пониманием неизбежности реформирования средней школы, демократизации её внутри школьного режима.

Подъём революционного движения, захватившего учащихся и их родителей, преподавательский состав и другие слои общества, принудил Министерство народного просвещения идти на уступки, ослабившие школьный режим. Циркулярами от 17 и 25 ноября 1905 г. было отмекено обязательное ношение форменной одежды и расширены права педагогических советов. Циркулярами от 27 января, 3 и 4 февраля и 29 марта 1906 г. отменено представление выписок из кондуита в высшую школу, сделан ряд уступок иноплемённым народностям и лицам других вероисповеданий, разрешён приём в университеты окончившим реальные училища. Циркулярами от 29 августа, 12 октября и 12 ноября 1906 г. были расширены права женщин, получивших высшее образование, - им было разрешено преподавать в младших классах, а новые языки - и в старших классах средних учебных заведений. Следует также отметить постановление Совета министров от 16 ноября 1905 г., когда было разрешено образовывать при каждой средней школе общешкольные и по классные совещания родителей для выборов родительского комитета в составе избранных представителей от родителей учеников каждого класса. На основании этого постановления Министерство народного просвещения разработало новые правила организации и деятельности родительских комитетов и ввело их циркуляром 5 августа 1906 г.

На втором этапе (вторая половина 90-х гг. XIX в. — первые 1900 гг.) рост населения городов, создание промышленным поселком, железнодорожных узлов и станций содействовали росту как начальных и низших профессиональных, так и средних школ. Если в 1886—1896 гг. открылось только одно Нерчинское реальное училище, то с 1896 по 1906 открыто 6 средних школ: Верхнеудинское реальное училище, три частных женских гимназии и две прогимназии - в Чите и Канске.

Этот переход характеризовался не только количественным ростом средних школ, но и главным образом их качественными изменениями, связанными с преобразованием прогимназий в полные гимназии.

Существенное изменения претерпела средняя школа в период, последовавший за поражением революции 1905—1907 гг. (третий этап). Прежде всего, эти изменения выразились в количественном росте средних учебных заведений и изменении их состава. По данным на 1 января 1908 г., имелось 26 средних школ, из них 4 мужских гимназии, 4 реальных училища, 18 женских гимназий. Кроме того, были 1 среднетехническое училище, 3 духовные семинарии, женский институт и 2 епархиальных училища. К 1 января 1919 г. количество средних школ только ведомства МНП выросло до 91, или в 3,5 раза. С 1917 г. статус средних учебных заведений получили по закону от 14 июня учительские институты и учительские семинарии. Таким образом, учебных заведений, дававших общее среднее образование, по ведомству MHП 6ылo 114, или в 4,4 раза больше, чем в 1908 г. Начиная с 1907 г. Министерство торговли и промышленности открыло 3 коммерческих училища.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Педагогические условия развития толерантности у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня
Изучение учебно-воспитательного процесса, организуемого в группе, позволило нам выявить следующие проблемы: недостаточное использование потенциала старшего дошкольного возраста в формировании толерантности; недостаточное целевое использование потенциальной возможностью социально – культурной деятел ...

Методические приемы, используемые на коллективных занятиях
Взаимные диктанты. Предварительно нужно заготовить достаточно текстов и наклеить на карточки на одни и те же правила. Порядок работы: 1. Один ученик из пары читает текст по предложениям, другой пишет (без предварительного чтения текста в целом). 2. Другой ученик, (т.е. тот, кто перед этим писал) чи ...

Анализ экспериментальных данных
В ходе проводимых исследований были получены следующие результаты. Исследование умения учащихся нарисовать 2–3 хорошо знакомых предмета по рассказу-описанию (табл. 1) показало, что не все учащиеся умеют рисовать изображавшиеся раннее предметы по представлению и словесному описанию, т. к. испытывают ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru