Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири.
Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пережитки тормозили более интенсивное развитие капиталистического способа производства.
Крепостнические пережитки, существовавшие в Европейской России, сдерживали заселение и хозяйственное освоение окраин, так как колонизационные возможности закабаленных помещиками крестьян были ограничёнными. За 30 лет, с 1861 по 1891 гг., в Сибири водворилось около 450000 переселенцев, в том числе в Западной Сибири - до 350000 чел., в Восточной Сибири - до 70000 и на Дальнем Востоке - до 30000 чел. Замедленные темпы колонизации Сибири суживали рынок сбыта сельскохозяйственной продукции.
Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключение составляла золотопромышленность.
В конце XIX в. и результате трудовой деятельности народа заметно возросло заселение и сельскохозяйственное освоение сибирских земель, но промышленность Сибири развивалась медленными темпами. Сибирь занимала первое место по добыче золота, другие же отрасли промышленности отставали в своем развитии от промышленных районов Европейской России.
Слабое развитие капитализма в Сибири 70 — первой половине 90-х гг. XIX в. являлось своеобразным сдерживающим фактором в развитии системы образования этой окраины в сравнении с Центром России. Однако постепенное проникновение новых общественно-экономических отношений за Урал, обозначившееся в пореформенный период, переселение в Сибирь, особенно с 80-х гг., способствовали сельскохозяйственному, промышленному и культурному развитию Восточной Сибири, в том числе и надомному образованию. В конце ХIХ в. стали заметно меняться взгляды на народную школу. До того времени влачившая жалкое существование, она стала рассматриваться как институт, имеющий важное социальное и государственное значение. На повестку дня встает вопрос о введении всеобщего начального обучения. Эти изменения во взглядах диктовались именно социально-экономическими причинами. Для успешного функционирования капитала необходимы были рабочие известного уровня профессиональной подготовленности и общего, в том числе интеллектуального, развития. Это становилось одним из необходимых условий успеха в конкурентной борьбе предпринимателей как внутри своей страны, так и на международном рынке. Заявления о том, что обучение рабочего - необходимое условие успеха в конкурентной борьбе, постоянно и все более громко звучали в выступлениях экономистов, социологов, политиков, государственных деятелей.
Одновременно ставился вопрос об изменении характера обучения. Господствовавшая школа учебы, дававшая детям элементарную грамотность, навыки счета, чтения, письма и воспитывавшая послушного и исполнительного работника уже не отвечала потребностям времени.
Самодержавию предстояло сделать в аграрном секторе второй более крупный шаг, который бы решительно ликвидировал все оставшиеся средневековые земельные отношения и содействовал бы укреплению в деревне зажиточного крестьянина.
Статьи по теме:
Нормативно - правовая база совершенствования образования
В рамках Национального проекта «Образование», в Новосибирской области была разработана Концепция инновационного развития образования. Концепция инновационного развития образования Новосибирской области основывалась на принципах образовательной политики, определенных в Федеральном законе Российской ...
Психологическая характеристика особенностей
развития детей в возрасте 10-12 лет
Возрастной период 10-12 лет заключает в себе большие возможности для развития полноценной личности. Именно на границе перехода от младшего школьного к подростковому возрасту решаются специфические задачи личностного развития и взросления человека, идет интенсивное усвоение культурных ценностей, опр ...
Психолого-педагогические условия по воспитанию положительной оценки к окружающему
миру у младших школьников
Ценности педагогики не существует в изолированном пространстве. Социально-духовные сферы разных стран влияют друг на друга. Кризис или подъем в одних вызывает соответствующие изменения в других, поскольку все локальные подсистемы культуры (и образование в том числе) составляют открытую и динамическ ...