Особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

Аналитическое образование » Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв » Особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

Страница 1

Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири.

Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пережитки тормозили более интенсивное развитие капиталистического способа производства.

Крепостнические пережитки, существовавшие в Европейской России, сдерживали заселение и хозяйственное освоение окраин, так как колонизационные возможности закабаленных помещиками крестьян были ограничёнными. За 30 лет, с 1861 по 1891 гг., в Сибири водворилось около 450000 переселенцев, в том числе в Западной Сибири - до 350000 чел., в Восточной Сибири - до 70000 и на Дальнем Востоке - до 30000 чел. Замедленные темпы колонизации Сибири суживали рынок сбыта сельскохозяйственной продукции.

Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключение составляла золотопромышленность.

В конце XIX в. и результате трудовой деятельности народа заметно возросло заселение и сельскохозяйственное освоение сибирских земель, но промышленность Сибири развивалась медленными темпами. Сибирь занимала первое место по добыче золота, другие же отрасли промышленности отставали в своем развитии от промышленных районов Европейской России.

Слабое развитие капитализма в Сибири 70 — первой половине 90-х гг. XIX в. являлось своеобразным сдерживающим фактором в развитии системы образования этой окраины в сравнении с Центром России. Однако постепенное проникновение новых общественно-экономических отношений за Урал, обозначившееся в пореформенный период, переселение в Сибирь, особенно с 80-х гг., способствовали сельскохозяйственному, промышленному и культурному развитию Восточной Сибири, в том числе и надомному образованию. В конце ХIХ в. стали заметно меняться взгляды на народную школу. До того времени влачившая жалкое существование, она стала рассматриваться как институт, имеющий важное социальное и государственное значение. На повестку дня встает вопрос о введении всеобщего начального обучения. Эти изменения во взглядах диктовались именно социально-экономическими причинами. Для успешного функционирования капитала необходимы были рабочие известного уровня профессиональной подготовленности и общего, в том числе интеллектуального, развития. Это становилось одним из необходимых условий успеха в конкурентной борьбе предпринимателей как внутри своей страны, так и на международном рынке. Заявления о том, что обучение рабочего - необходимое условие успеха в конкурентной борьбе, постоянно и все более громко звучали в выступлениях экономистов, социологов, политиков, государственных деятелей.

Одновременно ставился вопрос об изменении характера обучения. Господствовавшая школа учебы, дававшая детям элементарную грамотность, навыки счета, чтения, письма и воспитывавшая послушного и исполнительного работника уже не отвечала потребностям времени.

Самодержавию предстояло сделать в аграрном секторе второй более крупный шаг, который бы решительно ликвидировал все оставшиеся средневековые земельные отношения и содействовал бы укреплению в деревне зажиточного крестьянина.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Характеристика системы дополнительного образования детей
Воспитание как первостепенный приоритет в образовании, является составляющей педагогической деятельности. Важнейшей задачи воспитания – формирование у школьников гражданской ответственности и правового самосознания, духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, толерантности, способност ...

Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...

Сущность индивидуального подхода к учащимся
В настоящее время можно видеть признаки несоответствия между уровнем обучения значительной части выпускников коррекционной школы и растущими требованиями к подготовленности рабочих массовых профессий. Повышение темпа и качества производительного труда, неуклонное сокращение простых видов работ в об ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru