Особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

Аналитическое образование » Развитие среднего образования Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв » Особенности социально-экономического развития и политического положения Восточной Сибири в конце XIX - начале ХХ вв

Страница 1

Проводимые Россией реформы 60-70-х гг. XIX в. начали оказывать все возрастающее влияние на социально- экономическое и культурное развитие Восточной Сибири.

Отсутствие помещичьего землевладения способствовало росту капитализма в сельском хозяйстве Сибири, но остававшиеся в нем докапиталистические пережитки тормозили более интенсивное развитие капиталистического способа производства.

Крепостнические пережитки, существовавшие в Европейской России, сдерживали заселение и хозяйственное освоение окраин, так как колонизационные возможности закабаленных помещиками крестьян были ограничёнными. За 30 лет, с 1861 по 1891 гг., в Сибири водворилось около 450000 переселенцев, в том числе в Западной Сибири - до 350000 чел., в Восточной Сибири - до 70000 и на Дальнем Востоке - до 30000 чел. Замедленные темпы колонизации Сибири суживали рынок сбыта сельскохозяйственной продукции.

Сибирские купцы имели промышленные предприятия, но они занимали у них второстепенное место по сравнению с торговлей. Исключение составляла золотопромышленность.

В конце XIX в. и результате трудовой деятельности народа заметно возросло заселение и сельскохозяйственное освоение сибирских земель, но промышленность Сибири развивалась медленными темпами. Сибирь занимала первое место по добыче золота, другие же отрасли промышленности отставали в своем развитии от промышленных районов Европейской России.

Слабое развитие капитализма в Сибири 70 — первой половине 90-х гг. XIX в. являлось своеобразным сдерживающим фактором в развитии системы образования этой окраины в сравнении с Центром России. Однако постепенное проникновение новых общественно-экономических отношений за Урал, обозначившееся в пореформенный период, переселение в Сибирь, особенно с 80-х гг., способствовали сельскохозяйственному, промышленному и культурному развитию Восточной Сибири, в том числе и надомному образованию. В конце ХIХ в. стали заметно меняться взгляды на народную школу. До того времени влачившая жалкое существование, она стала рассматриваться как институт, имеющий важное социальное и государственное значение. На повестку дня встает вопрос о введении всеобщего начального обучения. Эти изменения во взглядах диктовались именно социально-экономическими причинами. Для успешного функционирования капитала необходимы были рабочие известного уровня профессиональной подготовленности и общего, в том числе интеллектуального, развития. Это становилось одним из необходимых условий успеха в конкурентной борьбе предпринимателей как внутри своей страны, так и на международном рынке. Заявления о том, что обучение рабочего - необходимое условие успеха в конкурентной борьбе, постоянно и все более громко звучали в выступлениях экономистов, социологов, политиков, государственных деятелей.

Одновременно ставился вопрос об изменении характера обучения. Господствовавшая школа учебы, дававшая детям элементарную грамотность, навыки счета, чтения, письма и воспитывавшая послушного и исполнительного работника уже не отвечала потребностям времени.

Самодержавию предстояло сделать в аграрном секторе второй более крупный шаг, который бы решительно ликвидировал все оставшиеся средневековые земельные отношения и содействовал бы укреплению в деревне зажиточного крестьянина.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Роль самостоятельной работы учащихся на уроке
Самостоятельная работа на уроках занимает в среднем 4,7 минуты. Ее характер в основном является репродуктивным (по образцу). Перенос знаний в новые условия наблюдается лишь на третьей части урока. Работой с книгой учащиеся заняты не более 4 минут. Самостоятельная работа – это работа, «совершаемая с ...

Теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава
Целью первого исследования являлось теоретическое обоснование проблемы, проведение психологической диагностики уровня сформированности коммуникативной культуры у преподавательского состава. Исследование проводилось на 25 преподавателях школы в возрасте от 35до 65 лет; Для обследования использовалис ...

Разработка программы по изучению раздела «кулинария» с использованием информационных технологий
Свою нагрузку на новый учебный год преподаватель обычно узнает в конце текущего, следовательно, у него есть время и возможность спланировать (а по существу, «запрограммировать») свою деятельность, согласовав ее с программой и календарными сроками выполнения. Чтобы правильно организованный учебно-тр ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru