Основные аспекты технологии коллективного планирования

Аналитическое образование » Планирование воспитательной работы » Основные аспекты технологии коллективного планирования

Страница 1

В коллективном планировании жизнедеятельности класса участвует не только классный руководитель, но и весь коллектив учащихся класса, а также родители и друзья классного сообщества. Профессор Е.В. Титова считает коллективное планирование самой трудной с методической точки зрения стадией в организации коллективной творческой деятельности. В то же время именно она оказывается решающей и во многом определяющей успех последующих совместных действий.

Опытные педагоги-практики и методисты утверждают: если без предварительной работы попросить учащихся внести свои пожелания в план работы класса на предстоящий учебный год, то вряд ли можно достичь желаемого результата. В этом случае поступят недостаточно обоснованные и примитивные предложения чаще того, что уже проходило в классе. Крайне редко предлагаются оригинальные и интересные идеи. Очевидна необходимость использования специальной технологии включения учащихся, родителей и других представителей классного сообщества в совместную деятельность по составлению плана.

Такая технология была детально разработана в теории и практике коммунарского движения. Она вошла в теоретическую и практическую педагогику под названием «коллективное планирование». Основоположник коммунарской педагогики И.П. Иванов считал, что коллективное планирование — это творческое организаторское дело, когда каждый член коллектива участвует в раскрытии перспектив, в поиске и выборе общих дел на новый период, разработке конкретного плана таких дел.

Как важнейшее звено (этап) коллективной организаторской деятельности коллективное планирование включает в себя: общий сбор-старт; конкурс на лучшее предложение в план, на лучший проект дела; анкеты предложений; разведку дел и друзей — предварительную и массовую (по таким маршрутам, как «класс», «библиотека», «малыши», «микрорайон», «родная природа», «далекие друзья» и др.); изготовление газет-«молний» с предложениями к плану (для обсуждения). В последующие годы созданная технология коллективного планирования пополнилась новыми формами, методами и приемами. К ним можно отнести аукцион идей и предложений, открытый лист (стенд, «забор») предложений, копилку (фонд, «банк», «почтовый ящик») идей и предложений, журнал-эстафету, дискуссию, защиту проектов плана и др. Необходимо заметить, что технология коллективного планирования стала использоваться как при подготовке отдельного дела, так и при выборе совокупности дел и мероприятий на какой-то определенный промежуток времени.

Любая технология складывается из последовательно выполняемых действий. На данном этапе планирования воспитательной работы в классе могут быть осуществлены следующие действия:

- предварительное планирование жизнедеятельности классного сообщества на новый период с ученическим и родительским активом;

- организация педагогического сопровождения коллективного планирования;

- осуществление классным сообществом перспективного планирования жизнедеятельности в классе;

- проектирование совместно с родителями и друзьями класса действий по педагогическому обеспечению реализации плана жизнедеятельности класса.

Во время предварительного планирования жизнедеятельности классного сообщества важно расширить круг разработчиков плана, увлечь активистов из числа учащихся и родителей перспективами предстоящих в новом году дел и заручиться их поддержкой. Возможен такой вариант обсуждения с группой активистов предложений в план работы и порядка действий по вовлечению всех учащихся и их родителей в процесс планирования:

а) осмысление и выделение наиболее актуальных проблем жизнедеятельности класса;

б) выдвижение целей и задач на планируемый период;

в) продумывание общих идей (замысла) будущей жизнедеятельности;

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Дифференцированный подход в работе с учащимися в СМГ
Ведущий принцип в работе с учащимися СМГ - дифференцированный подход, дозирование нагрузки с учетом индивидуальных особенностей. Этот принцип можно успешно реализовать на практике, соблюдая следующие условия: построение на занятии не по росту, а по степени физической подготовленности: на правом фла ...

Результаты исследования психологических особенностей взаимодействия с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей
По проведённым методикам «Тест школьной тревожности» Филипса, тест «Прогрессивные матрицы» Равена, были получены следующие результаты. По методике « Изучение учебной мотивации школьников» М.И Лукьянова, Н.В. Калинина среди воспитанников детского дома выявлено: с очень высоким уровнем мотивации обуч ...

Внедрение современных образовательных технологий
Серьёзные шаги предприняты в части обеспечения доступа в Интернет как средства расширения информационного поля обучающихся и педагогов. Информационно-коммуникационные технологии являются важным ресурсом совершенствования системы образования, позволяющим обеспечить его доступность и качество, повыси ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru