Проектирование образовательных стратегий ДОУ: сущность, содержание

Страница 1

Дошкольные образовательные учреждения – часть единой системы образования, реализующая те же цели и ценности, что и другие образовательные учреждения.

С другой стороны, дошкольные учреждения – наиболее специфичная часть системы российского образования, решающая наряду с общими и свои задачи, ориентированные не столько на обучение, сколько на воспитание и развитие ребенка.

В этой связи, специфика дошкольного образования требует особого подхода к рассмотрению вопросов, касающихся разработки педагогами рабочей программы, в первую очередь, ее содержания, во многом определяющего направленность образовательного процесса в конкретной группе детского сада. Каким должно быть это содержание? Какие критерии и показатели можно выделить при оценке ее эффективности? Что есть рабочая программа педагога дошкольного учреждения?

Анализ основных подходов к разработке рабочих программ для учреждений дошкольного образования (на основе нормативно-правовых документов и научно-методических разработок) выявил следующие важные положения:

- рабочая программа педагога ДОУ рассматривается (в нормативно-правовом и научно-методическом аспектах) как многофункциональный (функции: образовательная, оздоровительная, коррекционная, социализирующая) обобщенный нормативный документ, обязательный к использованию;

- рабочая программа соотносима с требованиями ГОС в части определения целей, содержания, условий, оценки результата образования воспитанников ДОУ;

- рабочая программа есть внутренний образовательный стандарт, обеспечивающий эффективность образовательной деятельности на основе реализуемого содержания и средств организации работы с конкретными детьми;

- содержание образования не может сводится только к знаниям, умениям, навыкам, должно иметь развивающую направленность и включать различные компоненты, количество которых при необходимости (зависимость от потребностей и возможностей воспитанников) увеличивается или сокращается;

- содержание образования отвечает потребностям и возможностям воспитанников, а также учитывает требования основного потребителя образовательных услуг – семьи;

- рабочая программа, рассматриваемая как структурный, взаимосвязанный, и взаимообусловленный компонент образовательной программы ДОУ, есть также инструмент управления качеством образования, основание для лицензирования, аттестации, аккредитации ДОУ, аттестации педагога.

Исходя из вышеизложенного, руководитель ДОУ, органы управления образованием определяют соответствие содержания образования требованиям ГОС в каждом конкретном учреждении не только по его образовательной программе*, программе развития, но и на основе разрабатываемых и используемых педагогами рабочих программ, являющихся внутренним стандартом образования и определяющих специфику организации образовательного процесса каждым педагогом.

Уточним основные позиции, имеющие значение в процессе разработки рабочей программы педагога дошкольного учреждения.

Рабочая программа для педагога есть обязательный к разработке и исполнению нормативный документ. Она же – основание для оценки качества образовательного процесса. Поэтому, сегодня задача каждого руководителя дошкольного образовательного учреждения, на которого возложена персональная ответственность за наличие и качество реализации рабочей программы, активизировать педагогов детского сада на ее разработку.

Задача руководителя и педагогов дошкольного учреждения состоит и в том, чтобы своевременно определить и соотнести особенности деятельности учреждения в целом (Устав ДОУ, образовательная программа ДОУ), и деятельности отдельных педагогов отражающих в рабочей программе ценности, цели, реализуемое вариативное содержание и средства образования.

Наиболее значимым для педагогов ДОУ в процессе моделирования рабочей программы является определение ценностно-целевых ориентиров образовательной деятельности. Цели ставятся в зависимости от того, что ценят окружающие ребенка взрослые.

Ценности, как правило, соответствуют общим идеологическим ориентирам образования (формирование общей культуры личности ребенка, воспитание нравственного сознания и поведения, здоровый образ жизни, и т.д.), определены в нормативно-концептуальных документах образования.

Традиционно в нашей стране цели (образ будущего, желаемого результата деятельности) задавались извне и руководителям, педагогам ДОУ, не было необходимости самостоятельно ставить цели.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Суть метода Video-English
Простой факт: ученик никогда не научится понимать английскую речь, если не будет упорно тренироваться. Ему нужно слушать, как говорят носители языка, и ему нужно учиться их понимать. Если он мечтает владеть английским языком, как своим родным, выбора у него просто нет. Метод Video-English основан и ...

Роль методов визуализации учебной информации в обучении
В последние десятилетия в области передачи визуальной информации произошли почти революционные изменения: колоссально возросли объем и количество передаваемой информации; сложились новые виды визуальной информации и способы ее передачи. Технический прогресс и формирование новой визуальной культуры ...

Социальный педагог: цели, функции, задачи деятельности
Цель деятельности социального педагога – создание благоприятных условий для личностного развития человека (физического, социального, духовно-нравственного, интеллектуального), оказание ему комплексной социально-психилого-педагогической помощи в саморазвитии и самореализации в процессе социализации, ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru