Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики » Психолого-педагогические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов

Страница 1

В образовании России осуществляется переход от авторитарной к гуманно-личностной педагогике, неотъемлемым свойством которой является развитие творческого потенциала учащегося. Эффективность работы современной школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс на уроках изобразительного искусства обеспечивает формирование композиционных умений у каждого школьника, эстетическое развитие творческой личности и готовит ее к познавательной и общественно-трудовой деятельности. Творческое развитие и саморазвитие младших школьников становится одной из главных стратегий и принципов современной педагогики.

Обращаясь в ходе исследования к научной и специальной литературе, нами были отмечены различные точки зрения ученых и педагогов Ш. А Амонашвили, А. С Выготского, В. А Сухомлинского. В "Букваре" Элькониным Д. Б. рассматриваются специальные проблемные ситуации, позволяющие школьникам почувствовать и осознать необходимость в новом знании для решения учебно-практической задачи по письму, чтению и изобразительному искусству.

В программу художественно - эстетического цикла, авторами которого является М.В. Голованова, В.Г. Горецкий и Л.Ф. Климанова введен раздел "Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности школьников". Однако представленные разделы в стандарте начального образования, в программах и учебниках М.В. Головановой, В.Г. Горецкого и Л.Ф. Климановой для начальной школы не ставит целью формирование композиционных умений у школьников на уроках изобразительного искусства и развитие творческой деятельности как особого элемента содержания социального опыта.

Теоретические основы формирования композиционных умений у школьников младших классов, обоснованы в трудах М. В. Алпатова, Б. Р. Виппера, Н. А. Дмитриевой, Б. Р. Раушенбаха, Н. Н. Ростовцева, В. С. Кузина, Т. С. Комаровой, Е. В. Шорохова, Т. Я. Шпикаловой.

Построение художественного произведения, обусловленное его содержанием и характером, называется композицией. Композиция понимается диалектически, как процесс построения на основе композиционных принципов и средств, как объект восприятия с точки зрения психофизиологических особенностей восприятия, а так же как результат процесса построения и как завершенное художественное целое.

Композиция художественного произведения по мнению В.А. Григоряна имеет различные аспекты, в силу которых должна рассматриваться: 1) как тематический аспект, развитие и воплощение идейно - художественного замысла в сюжете и в художественно образном решении (как синтаксический аспект); 2) как система отношений всех элементов формы, в которой материализуется замысел; 3) и прагматический аспект с точки зрения воздействия художественного целого на социально функционирующую личность.

Создание художественного произведения в любой области искусства невозможно без композиционного построения, без приведения к цельности и гармонии всех его частей, всех его компонентов. Композиция — важнейшее средство построения целого. Под композицией мы понимаем целенаправленное построение целого, где расположение и взаимосвязь частей обуславливаются смыслом, содержанием, назначением и гармонией объектов. Композицией также называют предмет, который обучает законам построения художественного произведения. С искусствоведческой точки зрения слово "композиция" происходит от латинского "compositio", что означает сочинение, составление, связь, сопоставление. Все эти значения определенным образом присутствуют в современном понимании композиции и всегда, имеется в виду некая целостность, наличие сложного строения, содержащего противоречия, приведенные к гармоническому единству, благодаря системе связей между элементами.

Страницы: 1 2 3 4


Статьи по теме:

Роль исследовательской работы в личностно-ориентированном подходе к обучению
Важность и необходимость личностно-ориентированного подхода к обучению учащихся, особенно подросткового возраста, обуславливает тенденцию перехода от преимущественно информационных форм к активным методам и формам обучения. Активные методы обучения, не только наполняют учебно-познавательный процесс ...

Педагогическое мастерство и личность учителя
Смысл педагогической профессии выявляется в деятельности, которую осуществляют ее представители и которая называется педагогической. Она представляет особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание услови ...

Поддержка инициативной и талантливой молодежи
национальный проект инновационный образовательный Направление приоритетного национального проекта "Образование" по государственной поддержке талантливой молодёжи призвано обеспечить условия для реализации инновационного потенциала российской молодёжи. Участие в нацпроекте талантливой, спо ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru