Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

С течением времени процесс наблюдения человеком предметов изобразительного искусства стал более глубоким и обоснованным, его научное изучение в области педагогики способствует появлению более широкого искусствоведческого понятийного аппарата в искусстве.

Педагогика - наука, рассматривающая особые возможности воздействия природы на чувство и поведения младшего школьника. В учебной деятельности начальной школы искусство учит школьника вглядываться в природу, воссоздавать ее образы. Учителю в процессе урока необходимо помочь школьнику увидеть и понять красоту, выразительность природных элементов, отраженных в таком виде искусства как скульптура.

По мнению, С. И. Ожогова, автора научного издания "Толковый словарь имени С. И. Ожогова". Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. К главным жанрам скульптуры относят: портрет, исторические, бытовые, символические и аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры строятся на объёмной формы, пластической моделировке, разработке силуэта, фактуре, в некоторых случаях также на цвете.

В период обучения мы имели возможность наблюдать за творческой работой школьников младших классов на педагогической практике. На основе наблюдений нами было замечено, что формирование композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства в ходе создания композиции из тестопластики недостаточно раскрыто в учебных программах и методических рекомендациях для общеобразовательной школы.

В ходе исследования необходимо рассмотреть проблему формирования композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства, в частности при освоении приемов и способов лепки скульптуры. Овладение техникой лепки школьником невозможно без изучения композиционных основ, передавать форму, пропорцию и объем скульптурного сюжета.

Между тем, до сих пор остаются недостаточно разработанными вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства, в частности урока лепки, связанные с развитием композиционных умений у младших школьников. Среди скульпторов и художников большой вклад в разработку композиции внесли В. С. Кузин, Микеланджело Буанарроти Альберто Джакометти, Р.С. Немов, Огюст Роден, Поликлет и Фидий и др.

Необходимость научного рассмотрения и практической реализации методики обучения школьников младших классов по созданию композиций из тестопластики на уроках создании обусловлено рядом противоречий:

между пониманием важности обучения школьников младших классов композиционным умениям в процессе создания скульптурных композиций и недостаточной реализацией методик обучения виду изобразительного искусства скульптуре в начальной школе;

между потребностью школьников к созданию сюжетных композиций из тестопластики с помощью изобразительных и скульптурных материалов, а также недостаточным владением их образным языком;

между современными требованиями к подготовке художников- педагогов и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями.

Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях создание композиций из тестопластики cформирует композиционные умения у школьников младших классов.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и экспериментального исследования определить эффективные пути, формы и методы формирования композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики.

Объектом исследования является процесс формирования композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования являются возможности скульптурных композиций из тестопластики в ходе формирования композиционных умений у школьников младших классов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики будет эффективным, если:

в содержание уроков включены разнообразные по степени сложности задания;

использованы нестандартные скульптурные приемы; скульптурные и изобразительные материалы и технологии работы и способов лепки;

методика обучения школьников младших классов на уроках изобразительного искусства направлена на формирование композиционных умений, образного и пространственного мышления, изобразительных и скульптурных навыков;

разработана диагностика изучающая формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики.

В соответствии с целью и предметом исследования, исходя из рабочей гипотезы нами были определены следующие задачи исследования.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования;

2) обосновать выбор методических приемов при формировании композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики;

3) разработать систему диагностирования и содержание опытно-экспериментальной работы со школьниками младших классов;

4) провести эксперимент со школьниками младших классов по теме исследования;

5) выполнить творческую работу.

Методы исследования, рассматриваемые в ходе исследования имеют психолого-педагогические основы, а именно, теоретические: анализ психолого-педагогических, методических и искусствоведческих трудов по проблеме исследования, периодических изданий, педагогического опыта; в свою очередь, эмпирические: беседа, опрос; изучение продуктов художественно-творческой деятельности школьников младших классов, опыта организации педагогического процесса по формированию композиционных умений у школьников; педагогический эксперимент.

Теоретической основой исследования стали искусствоведческие исследования, направленные на описание технологии "тестопластика" и скульптурных приемов, используемых в композиции Галины Чаяновой; методики, раскрывающие особенности обучения школьников младших классов композиционным умениям в процессе создания композиций из тестопластики Н. А. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной, Н. Б. Халезовой, Е. В. Шорохов; психолого-педагогические исследования, посвященные описанию формирования композиционных умений у школьников младших классов Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Р. С. Немов, Н. Н. Ростовцев, Л. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова.

В качестве базы исследования выступили школьники младших классов в возрасте 10-11 лет МОУ ДОД ДМШ № 4 г. Ставрополя.

Теоретическая и практическая значимость исследования

новые идеи;

новые методы разработки;

психодиагностика в ходе эксперимента


Статьи по теме:

Подходы к воспитанию положительной оценки к окружающему миру у младших школьников
Несколько лет назад у большинства из нас была иллюзия: быстрая демократизация страны также приведет нас к высокому экономическому и культурному уровню, который достигнут в большинстве цивилизованных стран и в образовании, и в воспитании в том числе. «Культура и богатство страны могут быть изменены ...

Дошкольное образование в системе современного российского образования
История человечества свидетельствует, что образование и общество неотделимы. Все глобальные проблемы (экономические, социальные, политические, культурологические, демографические, экологические и др.), с которыми сталкивается общество, так или иначе сказываются на сфере образования. Например, в свя ...

Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повыш ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru