Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

Аналитическое образование » Формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики

С течением времени процесс наблюдения человеком предметов изобразительного искусства стал более глубоким и обоснованным, его научное изучение в области педагогики способствует появлению более широкого искусствоведческого понятийного аппарата в искусстве.

Педагогика - наука, рассматривающая особые возможности воздействия природы на чувство и поведения младшего школьника. В учебной деятельности начальной школы искусство учит школьника вглядываться в природу, воссоздавать ее образы. Учителю в процессе урока необходимо помочь школьнику увидеть и понять красоту, выразительность природных элементов, отраженных в таком виде искусства как скульптура.

По мнению, С. И. Ожогова, автора научного издания "Толковый словарь имени С. И. Ожогова". Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. К главным жанрам скульптуры относят: портрет, исторические, бытовые, символические и аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры строятся на объёмной формы, пластической моделировке, разработке силуэта, фактуре, в некоторых случаях также на цвете.

В период обучения мы имели возможность наблюдать за творческой работой школьников младших классов на педагогической практике. На основе наблюдений нами было замечено, что формирование композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства в ходе создания композиции из тестопластики недостаточно раскрыто в учебных программах и методических рекомендациях для общеобразовательной школы.

В ходе исследования необходимо рассмотреть проблему формирования композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства, в частности при освоении приемов и способов лепки скульптуры. Овладение техникой лепки школьником невозможно без изучения композиционных основ, передавать форму, пропорцию и объем скульптурного сюжета.

Между тем, до сих пор остаются недостаточно разработанными вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства, в частности урока лепки, связанные с развитием композиционных умений у младших школьников. Среди скульпторов и художников большой вклад в разработку композиции внесли В. С. Кузин, Микеланджело Буанарроти Альберто Джакометти, Р.С. Немов, Огюст Роден, Поликлет и Фидий и др.

Необходимость научного рассмотрения и практической реализации методики обучения школьников младших классов по созданию композиций из тестопластики на уроках создании обусловлено рядом противоречий:

между пониманием важности обучения школьников младших классов композиционным умениям в процессе создания скульптурных композиций и недостаточной реализацией методик обучения виду изобразительного искусства скульптуре в начальной школе;

между потребностью школьников к созданию сюжетных композиций из тестопластики с помощью изобразительных и скульптурных материалов, а также недостаточным владением их образным языком;

между современными требованиями к подготовке художников- педагогов и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями.

Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях создание композиций из тестопластики cформирует композиционные умения у школьников младших классов.

Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и экспериментального исследования определить эффективные пути, формы и методы формирования композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики.

Объектом исследования является процесс формирования композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства.

Предметом исследования являются возможности скульптурных композиций из тестопластики в ходе формирования композиционных умений у школьников младших классов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики будет эффективным, если:

в содержание уроков включены разнообразные по степени сложности задания;

использованы нестандартные скульптурные приемы; скульптурные и изобразительные материалы и технологии работы и способов лепки;

методика обучения школьников младших классов на уроках изобразительного искусства направлена на формирование композиционных умений, образного и пространственного мышления, изобразительных и скульптурных навыков;

разработана диагностика изучающая формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики.

В соответствии с целью и предметом исследования, исходя из рабочей гипотезы нами были определены следующие задачи исследования.

Задачи исследования:

1) изучить психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования;

2) обосновать выбор методических приемов при формировании композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики;

3) разработать систему диагностирования и содержание опытно-экспериментальной работы со школьниками младших классов;

4) провести эксперимент со школьниками младших классов по теме исследования;

5) выполнить творческую работу.

Методы исследования, рассматриваемые в ходе исследования имеют психолого-педагогические основы, а именно, теоретические: анализ психолого-педагогических, методических и искусствоведческих трудов по проблеме исследования, периодических изданий, педагогического опыта; в свою очередь, эмпирические: беседа, опрос; изучение продуктов художественно-творческой деятельности школьников младших классов, опыта организации педагогического процесса по формированию композиционных умений у школьников; педагогический эксперимент.

Теоретической основой исследования стали искусствоведческие исследования, направленные на описание технологии "тестопластика" и скульптурных приемов, используемых в композиции Галины Чаяновой; методики, раскрывающие особенности обучения школьников младших классов композиционным умениям в процессе создания композиций из тестопластики Н. А. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной, Н. Б. Халезовой, Е. В. Шорохов; психолого-педагогические исследования, посвященные описанию формирования композиционных умений у школьников младших классов Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Р. С. Немов, Н. Н. Ростовцев, Л. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова.

В качестве базы исследования выступили школьники младших классов в возрасте 10-11 лет МОУ ДОД ДМШ № 4 г. Ставрополя.

Теоретическая и практическая значимость исследования

новые идеи;

новые методы разработки;

психодиагностика в ходе эксперимента


Статьи по теме:

Суть метода Video-English
Простой факт: ученик никогда не научится понимать английскую речь, если не будет упорно тренироваться. Ему нужно слушать, как говорят носители языка, и ему нужно учиться их понимать. Если он мечтает владеть английским языком, как своим родным, выбора у него просто нет. Метод Video-English основан и ...

Становление системы дополнительного образования в России в дореволюционный период
Зарождение дополнительного (внешкольного) образования во второй половине XIX в. – это образование, прежде всего взрослых, а затем и детей, которое было обусловлено определенными социально-экономическими, политическими и культурными условиями России в этот период: переход страны к капиталистическому ...

Проектирование реализации психолого-педагогических условий по формированию экологических представлений у детей 5-6 лет на основе моделирования
Цель формирующего эксперимента – экспериментально проверить педагогические условия формирования экологических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством моделирования. В ходе целенаправленной, планомерной и систематической работы у дошкольников произойдут качественные изменения ...

Навигация

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru