С течением времени процесс наблюдения человеком предметов изобразительного искусства стал более глубоким и обоснованным, его научное изучение в области педагогики способствует появлению более широкого искусствоведческого понятийного аппарата в искусстве.
Педагогика - наука, рассматривающая особые возможности воздействия природы на чувство и поведения младшего школьника. В учебной деятельности начальной школы искусство учит школьника вглядываться в природу, воссоздавать ее образы. Учителю в процессе урока необходимо помочь школьнику увидеть и понять красоту, выразительность природных элементов, отраженных в таком виде искусства как скульптура.
По мнению, С. И. Ожогова, автора научного издания "Толковый словарь имени С. И. Ожогова". Скульптура - вид изобразительного искусства, произведения которого имеют объёмную форму и выполняются из твёрдых или пластических материалов. К главным жанрам скульптуры относят: портрет, исторические, бытовые, символические и аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры строятся на объёмной формы, пластической моделировке, разработке силуэта, фактуре, в некоторых случаях также на цвете.
В период обучения мы имели возможность наблюдать за творческой работой школьников младших классов на педагогической практике. На основе наблюдений нами было замечено, что формирование композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства в ходе создания композиции из тестопластики недостаточно раскрыто в учебных программах и методических рекомендациях для общеобразовательной школы.
В ходе исследования необходимо рассмотреть проблему формирования композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства, в частности при освоении приемов и способов лепки скульптуры. Овладение техникой лепки школьником невозможно без изучения композиционных основ, передавать форму, пропорцию и объем скульптурного сюжета.
Между тем, до сих пор остаются недостаточно разработанными вопросы теории и методики преподавания изобразительного искусства, в частности урока лепки, связанные с развитием композиционных умений у младших школьников. Среди скульпторов и художников большой вклад в разработку композиции внесли В. С. Кузин, Микеланджело Буанарроти Альберто Джакометти, Р.С. Немов, Огюст Роден, Поликлет и Фидий и др.
Необходимость научного рассмотрения и практической реализации методики обучения школьников младших классов по созданию композиций из тестопластики на уроках создании обусловлено рядом противоречий:
между пониманием важности обучения школьников младших классов композиционным умениям в процессе создания скульптурных композиций и недостаточной реализацией методик обучения виду изобразительного искусства скульптуре в начальной школе;
между потребностью школьников к созданию сюжетных композиций из тестопластики с помощью изобразительных и скульптурных материалов, а также недостаточным владением их образным языком;
между современными требованиями к подготовке художников- педагогов и уровнем овладения учителем инновационными педагогическими технологиями.
Вышеизложенные противоречия определили проблему исследования: при каких педагогических условиях создание композиций из тестопластики cформирует композиционные умения у школьников младших классов.
Цель исследования заключается в том, чтобы на основании теоретического анализа и экспериментального исследования определить эффективные пути, формы и методы формирования композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики.
Объектом исследования является процесс формирования композиционных умений у школьников младших классов на уроках изобразительного искусства.
Предметом исследования являются возможности скульптурных композиций из тестопластики в ходе формирования композиционных умений у школьников младших классов.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики будет эффективным, если:
в содержание уроков включены разнообразные по степени сложности задания;
использованы нестандартные скульптурные приемы; скульптурные и изобразительные материалы и технологии работы и способов лепки;
методика обучения школьников младших классов на уроках изобразительного искусства направлена на формирование композиционных умений, образного и пространственного мышления, изобразительных и скульптурных навыков;
разработана диагностика изучающая формирование композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики.
В соответствии с целью и предметом исследования, исходя из рабочей гипотезы нами были определены следующие задачи исследования.
Задачи исследования:
1) изучить психолого-педагогическую, методическую, искусствоведческую литературу по теме исследования;
2) обосновать выбор методических приемов при формировании композиционных умений у школьников младших классов в процессе создания композиций из тестопластики;
3) разработать систему диагностирования и содержание опытно-экспериментальной работы со школьниками младших классов;
4) провести эксперимент со школьниками младших классов по теме исследования;
5) выполнить творческую работу.
Методы исследования, рассматриваемые в ходе исследования имеют психолого-педагогические основы, а именно, теоретические: анализ психолого-педагогических, методических и искусствоведческих трудов по проблеме исследования, периодических изданий, педагогического опыта; в свою очередь, эмпирические: беседа, опрос; изучение продуктов художественно-творческой деятельности школьников младших классов, опыта организации педагогического процесса по формированию композиционных умений у школьников; педагогический эксперимент.
Теоретической основой исследования стали искусствоведческие исследования, направленные на описание технологии "тестопластика" и скульптурных приемов, используемых в композиции Галины Чаяновой; методики, раскрывающие особенности обучения школьников младших классов композиционным умениям в процессе создания композиций из тестопластики Н. А. Курочкиной, Г. В. Пантюхиной, Н. Б. Халезовой, Е. В. Шорохов; психолого-педагогические исследования, посвященные описанию формирования композиционных умений у школьников младших классов Т. С. Комарова, В. С. Кузин, Р. С. Немов, Н. Н. Ростовцев, Л. М. Сокольникова, Е. В. Шорохов, Т. Я. Шпикалова.
В качестве базы исследования выступили школьники младших классов в возрасте 10-11 лет МОУ ДОД ДМШ № 4 г. Ставрополя.
Теоретическая и практическая значимость исследования
новые идеи;
новые методы разработки;
психодиагностика в ходе эксперимента
Статьи по теме:
Кадровый состав средней школы
Важнейшей заботой педагогических советов учебных заведений было обеспечение школ учительскими кадрами. Если мужские учебные заведения не имели полных штатов учителей, то в женских гимназиях и прогимназиях и в эти годы или совсем не было своих штатных учителей, или очень мало. Большинство совместите ...
Развитие творческого
воображения
Вторым направлением формирования творческих способностей дошкольников развитие воображения. Воображение - это умение конструировать в уме из элементов жизненного опыта (впечатлений, представлений, знаний, переживаний) посредством новых их сочетаний к соотношений что-либо новое, выходящее за пред ...
Творческие подходы скульпторов и художников к созданию композиций из тестопластики
Рассматривая проблему нашего исследования с исторической и искусствоведческой точки зрения, скульптура, как вид изобразительного искусства, в XXI веке сформировалась под влиянием различных стилевых направлений художников, скульпторов и, в свою очередь, стала неотъемлемой частью оформления интерьеро ...