Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данному учебному предмету.
Действующие программы по русскому языку для начальной школы ориентированы на приобретение первоначальных сведений по всем разделам науки о языке. В настоящее время преподавание русского языка в начальной школе ведется по программе средней общеобразовательной школы. Русский язык. 1-4 класс.
В основу обучения языку по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка» положена система лингвистических понятий, освоение которых помогает ребенку осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность, умение понятно, правильно, коммуникативно-целесообразно формулировать свои мысли и грамотно оформлять их в письменной речи. В целом набор используемых понятий близок к тому, который традиционно рассматривается в начальных классах.
В I классе в центре внимания находятся понятия: «родной язык», «устная и письменная речь», «слово», «звук», «буква». В связи с работой над словом осуществляется первоначальная группировка по частям речи (без использования терминов). Например, местоимения определяются как слова-указатели (ничего не называют, но позволяют указать на кого-то или что-то). Предлоги - как слова-помощники (помогают связывать между собой другие слова). Самостоятельные части речи авторы объединяют в группу «слова-названия» - называют кого-то или что-то, действия, признаки, количество.
Термин «орфограмма» в I классе не используется - пока он заменяется выражением «опасное при письме место».
Термины «одушевленные, неодушевленные слова» в I классе не вводятся, а используются выражения «слова, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто?» и «слова, которые называют вещи, растения, явления природы и еще многое, что мы видим, слышим, представляем, отвечают на вопрос что?».
На новом уровне ведется изучение предложения в II классе. Учащиеся знакомятся с соответствующим понятием (с основными признаками), с видами предложений по цели (повествовательными, вопросительными, побудительными) и по интонации (восклицательными и невосклицательными).
Во II классе вводится термин «орфограмма» - место в слове, где при письме нужно выбирать букву; «интонация» - работа голоса, его усиление и понижение.
Важное понятие, которое вводится во II классе, - текст. Одновременно с ним второклассники узнают и два других; тема и основная мысль. С этого момента начинается целенаправленное формирование основных текстовых умений: осознавать тему и основную мысль текста, отбирать в соответствии с ними необходимые сведения, последовательно располагать и излагать их. Дети учатся тщательно обдумывать, а потом, после записи, улучшать свои тексты.
Необходимость использования понятий «корень слова», «однокоренные (родственные) слова», «изменение слова» потребовало включения в программу соответствующих тем. Они объединены в раздел «Размышляем о словах». Термин «корень» в учебнике трактуется как общая часть родственных слов; родственные слова - это слова, которые можно объяснить с помощью одного и того же слова; окончание – это изменяемая часть слова, с помощью которой слова связываются друг с другом.
В разделе «Продолжаем размышлять о словах» вводится термин «антонимы» - слова с противоположным значением.
В разделе «Знакомься: другие части слов!» термин «приставка» определяется как часть слова, которая находится перед корнем, а «суффикс» часть слова после корня.
Статьи по теме:
Развитие качеств
творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектичности и системности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышление гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...
Научно-исследовательская деятельность учащихся в школе
исследовательский научный школьник экология Научно – исследовательская работа учащихся во внеурочное время ведется на учебно-опытном участке, во время кружковой работы, на элективных курсах по биологии и экологии, во время экскурсий на природу. В средней школе № 31 уже несколько лет на уроках биоло ...
Проблемы организации производственного обучения,
сочетающегося с производительным трудом учащихся
Производительный труд – труд, в результате которого появляется готовая товарная продукция. Сочетание производственного обучения с производительным трудом – это такая организация обучения, когда в ходе приобретения учащимися навыков работ и закрепления этих навыков они изготовляют изделия, готовые к ...