Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Страница 2

В III классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению, вводятся названия частей речи. Например, «слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, называются именами существительными». Выражение «слова-указатели» заменяется термином «местоимение» - слова, которые употребляются вместо имени (существительного, прилагательного или числительного). Среди слов-помощников выделяют предлоги, союзы, частицы.

В разделе «Слово и его формы» вводится термин «начальная форма».

В разделе «Возвращаемся к разговору о предложении» изучаются понятия «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое».

В IV классе вводится новая часть речи - наречие. Термин трактуется как «самостоятельная часть речи, чаще всего относится к глаголам и помогает точнее называть действия. Они отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? и обозначают признак действия».

В разделе «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных» вводится термин «склонение» - изменение по падежам.

При подробном изучении имени числительного, дети знакомятся с терминами «количественные и порядковые имена числительные».

В разделе «Учимся писать личные окончания глаголов» вводится термин «спряжение». Дается определение: «изменению глаголов по лицам и числам (в настоящем и будущем времени) ученые дали название – спряжение».

Понятие об однородных членах предложения дети узнают из раздела «Новое о строении предложений». В учебнике дается определение - «члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, называют однородными членами».

В учебнике для I класса (1-4) Т.Г. Рамзаевой учащиеся работают с терминами «звук», «слог», «буква». Дается определение термину «текст» (это два или несколько предложений, связанных по смыслу).

Во II классе дети четко знают гласные буквы (гласные буквы – это буквы, которыми обозначаются в письменной речи гласные звуки) и согласные буквы (это буквы, которыми обозначаются в письменной речи согласные звуки).

Термин «предложение» трактуется как слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Четкое определение дается подлежащему – главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Изучается сказуемое (главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем). Дается различие ударных гласных (гласные в ударных слогах) и безударных (гласные в безударных слогах).

Авторы учебника имя прилагательное определяют как слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? какие?

Однокоренные слова называются в учебнике родственными, используются оба термина.

В начале III класса повторение терминов «предложение», «текст», «слово», «однокоренные слова».

Большое внимание отводится изучению предложения, вводятся термины «повествовательное, вопросительное, побудительное, предложение». «Восклицательное предложение», которое произносится с сильным чувством. Главные члены предложения в учебнике - это подлежащее и сказуемое, второстепенные поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

Вводится термин «словосочетание» - это два слова, связанные между собой по смыслу, одно слово зависит от другого.

Изучаются термины «корень» - это общая часть однокоренных слов; «окончание» - это изменяемая часть слова; «приставка» - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; «суффикс» - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Формирование универсальных учебных действий в начальной школе
Одной из важнейших целей начального образования в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования является формирование навыков учебной деятельности. Достаточный для младшего школьника уровень ее сформированности обеспечивает возможность развития ...

Сущность и содержание понятий "качество образования", "мониторинг качества образования"
Поиск концептуальных идей модернизации системы российского образования ныне все больше связывается с идеей его качества, которая многими научными и практическими работниками рассматривается как ключевая и доминирующая. Действительно, интенсивно разрабатываемые вопросы гуманизации и демократизации о ...

Возможности уроков технологии для формирования универсальных учебных действий
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и релевантных способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий. Специфика технологии и его значимость для формирования универсальных учебных действ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru