Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Страница 2

В III классе центральным языковым разделом является «Морфология». От знакомства с функцией слов, относящихся к разным частям речи, учащиеся переходят к их детальному изучению, вводятся названия частей речи. Например, «слова, которые отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы, называются именами существительными». Выражение «слова-указатели» заменяется термином «местоимение» - слова, которые употребляются вместо имени (существительного, прилагательного или числительного). Среди слов-помощников выделяют предлоги, союзы, частицы.

В разделе «Слово и его формы» вводится термин «начальная форма».

В разделе «Возвращаемся к разговору о предложении» изучаются понятия «главные члены предложения», «подлежащее», «сказуемое».

В IV классе вводится новая часть речи - наречие. Термин трактуется как «самостоятельная часть речи, чаще всего относится к глаголам и помогает точнее называть действия. Они отвечают на вопросы как? когда? где? куда? откуда? и обозначают признак действия».

В разделе «Продолжаем разговор об именах существительных и именах прилагательных» вводится термин «склонение» - изменение по падежам.

При подробном изучении имени числительного, дети знакомятся с терминами «количественные и порядковые имена числительные».

В разделе «Учимся писать личные окончания глаголов» вводится термин «спряжение». Дается определение: «изменению глаголов по лицам и числам (в настоящем и будущем времени) ученые дали название – спряжение».

Понятие об однородных членах предложения дети узнают из раздела «Новое о строении предложений». В учебнике дается определение - «члены предложения, которые связаны с одним и тем же словом и отвечают на один и тот же вопрос, называют однородными членами».

В учебнике для I класса (1-4) Т.Г. Рамзаевой учащиеся работают с терминами «звук», «слог», «буква». Дается определение термину «текст» (это два или несколько предложений, связанных по смыслу).

Во II классе дети четко знают гласные буквы (гласные буквы – это буквы, которыми обозначаются в письменной речи гласные звуки) и согласные буквы (это буквы, которыми обозначаются в письменной речи согласные звуки).

Термин «предложение» трактуется как слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль. Четкое определение дается подлежащему – главный член предложения, который обозначает, о ком или о чем говорится в предложении. Изучается сказуемое (главный член предложения, который обозначает, что говорится о подлежащем). Дается различие ударных гласных (гласные в ударных слогах) и безударных (гласные в безударных слогах).

Авторы учебника имя прилагательное определяют как слова, которые называют признаки предметов, отвечают на вопросы какой? Какая? Какое? какие?

Однокоренные слова называются в учебнике родственными, используются оба термина.

В начале III класса повторение терминов «предложение», «текст», «слово», «однокоренные слова».

Большое внимание отводится изучению предложения, вводятся термины «повествовательное, вопросительное, побудительное, предложение». «Восклицательное предложение», которое произносится с сильным чувством. Главные члены предложения в учебнике - это подлежащее и сказуемое, второстепенные поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

Вводится термин «словосочетание» - это два слова, связанные между собой по смыслу, одно слово зависит от другого.

Изучаются термины «корень» - это общая часть однокоренных слов; «окончание» - это изменяемая часть слова; «приставка» - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов; «суффикс» - это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Страницы: 1 2 3 4 5


Статьи по теме:

Развитие базовых физических качеств на уроках физической культуры
Быстрота развивается при выполнении кратковременных упражнений с максимальной скоростью. Чтобы достичь лучших результатов в развитии у школьников быстроты, на уроках я включаю упражнения, связанные с необходимостью быстро реагировать на различные сигналы, преодолевать короткие расстояния за минимал ...

Составляющие здорового образа жизни учащегося
Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание и т.п. Режим труда и отдыха Рациональный режим труда и отдыха - необходимый элемент зд ...

Учебная литература как средство методического обеспечения самостоятельной работы студентов
Для нормальной самостоятельной работы студент должен быть обеспечен достаточным количеством учебных пособий разного вида. Чем более разнообразны учебные пособия, тем более успешна будет самостоятельная работа студента, так как каждый может выбрать себе учебное пособие по силам, по склонностям, по м ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru