Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы

Страница 5

В IV классе большое внимание уделяется изучению разделов языка. Дается определение термину «фонетика» (раздел науки о языке, в котором изучаются звуки языка, ударение, слоги). Термин «графика»: 1) все те особые знаки, с помощью которых устная речь передается на письме – буквы, дефис, пробел, черточка и знаки препинания 2) наука о письме. Орфография определяется как правописание, то есть система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний. Словообразование в учебнике - это раздел науки о языке, который изучает законы образования слов и состав слов. Морфология - раздел языкознания, который изучает группировку слов по частям речи. Синтаксис – раздел языкознания, изучающий смысл и структуру предложения, сочетание слов в предложении. Пунктуация – все правила о постановке знаков препинания в рукописном или печатном тексте.

Вводится термин «склонение» - изменение имени существительного по падежам и числам; «спряжение» - изменение глагола по лицам и числам.

Анализ учебных комплектов показал необходимость изучения терминов уже в начальной школе. В настоящее время в учебниках по русскому языку для начальных классов дается необходимый минимум терминологии, чтобы дети свободно изъяснялись, понимали смысл тех или иных терминов, правильно выполняли задания и упражнения. Но определения терминов в учебниках для начальной школы не всегда полностью совпадают с их научным толкованием. Например, в учебнике по русскому языку Р.М. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной для II класса термин «орфография» трактуется как правила правописания слов. Правописание – это и есть правила написания слов, определение термина составлено некорректно. Но в IV классе дается другое определение этому термину, которое наиболее точно совпадает с его научным толкованием (Орфография – правописание, система правил, которые устанавливают единое написание слов, их форм и сочетаний). Неполное определение термину «интонация» дается в учебнике по русскому языку М.С. Соловейчик для II класса. Авторы делают акцент на то, что это работа голоса, его усиление и понижение. А в лингвистическом энциклопедическом словаре «интонация» - это единство взаимосвязанных компонентов: мелодики, интенсивности, длительности, темпа речи и тембра произношения. В таких случаях учителю необходимо корректировать недочеты в учебниках.

Страницы: 1 2 3 4 5 


Статьи по теме:

Методика проведения самостоятельной работы, развивающей творческую активность учащихся на этапе текущего повторения
Задача учителя - организовать процесс обучения таким образом, чтобы каждое усилие по овладению знаниями протекало в условиях развития познавательных способностей учащихся, формирования таких основных приемов умственной деятельности, как анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, сравнение. Важным ...

Виды повторения
В процессе обучения повторению изученного материала отводится важное место. Правильно организованное повторение — один из факторов, способствующий интеллектуальному развитию каждого ученика, достижению им глубоких и прочных знаний. Без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизве ...

Теоретическое изучение коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с нарушениями слуха
Речь является основным средством человеческого общения. Без нее люди не имели бы возможности получать и передавать большое количество информации. По мнению А.Н.Леонтьева, речь человека, человеческое слово и история его развития выступают «во – первых, как предмет лингвистики…во – вторых, как предме ...

Навигация

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru