Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок стал не только образованным, но и отзывчивым, интеллигентным человеком, чтобы он научился сочувствовать, откликаться на все доброе и прекрасное.

Начальное образование является первичной ступенью обучения ребенка. Оно дает ему систему знаний для дальнейшего использования их в процессе жизнедеятельности. Восприятие, накопление и понимание информации зависит напрямую не столько от рода занятий, сколько от способа, качества и формы подачи их от обучающего к обучаемому. Качество и количество воспринимаемой информации напрямую зависит от вербальных средств передачи информации. Одним из вербальных средств общения является речь. Для свободного овладения устной и письменной речью требуется наличие важного условия - богатство материала этой речи. Материал для устной и письменной речи заключается в обилии слов, оборотов речи, умение слагать их в одно стройное целое.

Для выполнения условия хорошей устной и письменной речи необходимо знакомить детей со словесным богатством родного языка и вырабатывать в них умение слагать эти слова в предложения для того, чтобы они могли толково, правильно и свободно передавать свои и чужие мысли.

Словарный состав языка, представляя определенную систему, включает разные категории слов. Изучение лингвистической терминологии в образовательно-познавательном аспекте обеспечивает системный подход в усвоении лексических понятий, позволяет знакомить учащихся с термином, как единицей лексической системы, со значением слова, изучать грамматику на лексической основе, доказывать существующие взаимосвязи между лексикой и другими уровнями языка, а также создает необходимые условия для целенаправленного обогащения словарного запаса учащихся. Такое изучение лексики открывает перед учащимися еще один уровень языковой системы.

Актуальность данной темы заключается в том, что усвоение огромного лексического запаса не может проходить стихийно. Одной из важнейших задач развития речи в начальной школе является упорядочение словарной работы, выделение основных ее направлений и их обоснование, управление процессами обогащения словаря школьников, овладение лингвистической терминологией.

Объектом исследования является процесс изучения лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе.

Предметом исследования являются упражнения, способствующие эффективному усвоению младшими школьниками лингвистической терминологии.

Цель работы данного исследования – подобрать упражнения, способствующие эффективному усвоению младшими школьниками лингвистической терминологии.

Задачи исследования:

на основе анализа лингвистической литературы по проблеме определить степень изученности избранной темы, дать определение понятия «термин».

на основе анализа учебников по русскому языку для начальной школы определить объем лингвистической терминологии, изучаемой в начальной школе.

разработать критериальную базу для определения степени изученности терминов.

на основе критериев и показателей определить степень изученности терминов младшими школьниками.

подобрать упражнения, способствующие эффективному усвоению младшими школьниками лингвистической терминологии.

В процессе работы были использованы следующие методы исследования:

Теоретические: анализ научной и методической литературы.

Эмпирические: эксперимент, тестирование, наблюдение.

Методы обработки данных: количественные (математический подсчет) и качественные (анализ результатов диагностики).

Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе МОУ СОШ №34 г. Тулы в 3 Б классе.

лингвистика терминология учащийся


Статьи по теме:

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru