Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

Страница 1

В общеобразовательных программах по русскому языку для начальной школы изучению лингвистической терминологии отводится незначительное количество времени. Это подтвердили данные эксперимента. 20 % учеников имеют пробелы в знаниях. А знание терминов играет большую роль в обучении. Поэтому учителю необходимо включать в уроки упражнения по формированию лингвистической терминологии. Эти упражнения должны быть направлены на осознание сущности лингвистических терминов и на формирование умения применять полученные знания на практике.

Набор лексических видов упражнений для изучения лингвистических терминов, а также характер заданий к ним неодинаков и специфичен. Так, при знакомстве с термином необходимы следующие упражнения:

1) толкование лексического значения термина (можно использовать как учебник, так и различные словари). Пример: закончи определения

антонимы – это …

синонимы – это…

омонимы – это…

2) осознание происхождения данного термина (работа над происхождением термина, словообразовательный анализ). Пример: а) из каких корней состоит термин «орфография»? Что они означают? б) выделите общую часть в словах синоним, антоним, омоним. Что она означает? Что можно сказать о происхождении этих слов?

3) узнавание термина по толкованию его лексического значения (решение элементарного кроссворда). Пример: а) часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов называется…; б) часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов – это…; в) часть речи, которая не называет предмет, а только указывает на него – это….

4) нахождение в слове, словосочетании, предложении, тексте языковых единиц, называемых данным термином. Пример: а) в слове «подоконник» выделите приставку, корень, суффикс и окончание; б) в словосочетании «красивая картина» определите имя существительное; в) В коробке лежали красные, зеленые и синие карандаши. Подчеркните в предложении подлежащее и сказуемое.

После знакомства с толкованием необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу по закреплению изученных терминов.

При работе с терминами из раздела «Морфемика» можно использовать следующие упражнения:

1) составьте слово из корня, нулевого окончания, приставки и суффикса.

2) разберите слово «прекрасный» по составу;

3) подберите как можно больше однокоренных слов к слову «снег».

Упражнения по формированию знаний о терминах морфологии:

Наступила осень. Деревья оделись в золотое убранство. Под ногами шелестят желтые, багряные листья. Солнце светит, но не греет. Птицы улетают на юг. Скоро придет холодная, морозная зима.

1) выпишите из текста только имена существительные (аналогично другие части речи);

2) просклоняйте любое слово из текста.

3) определите спряжение глаголов – наступила, улетают.

Очень важно в начальной школе знать синтаксические термины. Формированию знаний о них способствуют следующие упражнения:

Ночью грянул норд–вест. Он ударил так, что несколько шиферных плиток сорвались с крыши и застучали деревянное крыльцо. Застонали расшатанные ворота. Потом, когда первая волна ветра ушла, и он сделался ровнее, Владик услышал гудение проводов. (Отрывок из повести «Звезды под дождем» В. П. Крапивина)

1) найдите в тексте главные члены предложения, по каким признакам вы определили подлежащее, сказуемое (аналогичная работа с другими членами предложения);

2) найдите в тексте простое, сложное предложения.

3) определите тип первого предложения по цели высказывания – повествовательное, вопросительное, побудительное;

4) определите тип текста – повествование, описание, рассуждение.

Упражнения по формированию знаний о терминах фонетики и графики:

1)сколько звуков в слове «воробей»? Назовите их. Сколько букв, обозначающих эти звуки;

2) произнесите гласные звуки этого слова, потом согласные.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Сущностная характеристика понятия межкультурной компетенции
На сегодняшний день общепризнанным является тот факт, что от качества образовательной деятельности, от уровня образованности населения в значительной степени зависит способность страны сохранить свою независимость и быть конкурентоспособной в экономическом, социальном и культурном плане. Как за руб ...

Дидактическая организация содержания художественно-эстетического воспитания
В настоящее время общество отчетливо осознает необходимость перехода всей системы образования на гуманистическую парадигму. Гуманизация образования в нашу эпоху перемен предполагает признание человека как личности, признание его права на развитие и проявление его способностей. Гуманистическая конце ...

Проблема оптимальных сроков начала развития творческих способностей.
Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться на во­просе о том, когда, с какого возраста следует развивать творческие способности детей. Психологи называют различные сроки от полутора до пяти лет. Также сущест­вует гипотеза, что развивать творческие способности необходимо с са­мого р ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru