Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

Страница 2

3) разделите слово «красота» на слоги;

4) поставьте ударение в словах звонить, договор, начать.

Для выполнения этих упражнений необходимо знать определенный набор терминов. Эти знания помогут детям понять задания и правильно их выполнить.

Можно использовать упражнения на создание тематических групп терминов, с целью формирования умения классифицировать термины по различным основаниям. Например, выделение терминов, относящихся к одному разделу языкознания. Упражнения вида: из терминов – антоним, корень, основа, омоним, звук, суффикс, фонема – выпиши те, которые обозначают части слова.

Можно вести работу на сравнение определений терминов. Например, сравните толкование имени существительного и имени прилагательного. Выделите существенные признаки каждого определения, что общего у данных терминов.

Для наилучшего усвоения терминологии необходима фиксация работы над терминами. В методике и практике преподавания русского языка сложились два вида фиксации учащимися новых терминов: с толкованием их лексического значения или без него либо в специальных рукописных словариках (алфавитных и тематических), либо в тетрадях по развитию речи. Абсолютное большинство терминологических словарей строится по алфавитному принципу. Этот принцип давно и заслуженно оправдал себя как наиболее удобный для пользования способ размещения слов в любом словаре.

Каждый из этих типов упражнений, используемых последовательно, закрепляет знание учащимися сущности изучаемых терминов (их специфики, связей с другими лингвистическими терминами) и формирует лексические умения (умение обнаружить явление, описать его, определить его роль и использовать в речи).

Данное исследование предполагало изучение уровня сформированности лингвистических терминов у учащихся начальной школы и подборку упражнений по их формированию. Для достижения поставленной цели, прежде всего, необходимо было раскрыть сущность понятия лингвистическая терминология, выделить состав терминов, изучаемых в начальной школе, рассмотреть теоретические основы изучения лингвистической терминологии.

На основе анализа учебников по русскому языку для начальной школы был определен объем лингвистической терминологии, изучаемой в начальных классах. Разработана критериальная база для определения степени изученности терминов, на основе критериев и показателей была определена степень изученности терминов младшими школьниками, подобраны упражнения по формированию лингвистической терминологии у учащихся младших классов.

Результаты исследования выявили роль изучения младшими школьниками терминологии. Работа по изучению лингвистической терминологии в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение заключается в том, что изучение терминологии расширяет знания учащихся о языке, знакомит с одной из единиц языка — словом, показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, знакомит со сферами употребления терминов, расширяет лингвистический кругозор детей.

Практическое значение изучения терминологии заключается в том, что оно раскрывает термин как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся. Изучение терминологии развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Отбор продуктивной и рецептивной грамматики
При практических целях обучения китайскому языку в средней школе задача обучения грамматике состоит в формировании у учащихся грамматических навыков в продуктивных и рецептивных видах речевой деятельности в пределах определенного программами грамматического минимума . При решении вопроса об отборе ...

Развитие качеств творческого мышления
Главной педагогической задачей по развитию творческого мышления в дошкольном возрасте является формирование ассоциативности, диалектично­сти и сис­темности мышления. Так как развитие именно этих качеств делает мышле­ние гибким, оригинальным и продуктивным. Ассоциативность – это способность видеть с ...

Специальное формирование как алгоритмических, так и эвристических приемов умственной деятельности
Исследование процесса усвоения и применения знаний показали, что обычно учащиеся усваивают содержательную сторону знаний и непосредственно с ней связанные конкретные приемы решения довольно узкого круга задач. Лишь у школьников с высокой обучаемостью на основе решения единичных задач формируются об ...

Навигация

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru