Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Включение упражнений по формированию лингвистической терминологии в уроки русского языка в начальной школе

Страница 2

3) разделите слово «красота» на слоги;

4) поставьте ударение в словах звонить, договор, начать.

Для выполнения этих упражнений необходимо знать определенный набор терминов. Эти знания помогут детям понять задания и правильно их выполнить.

Можно использовать упражнения на создание тематических групп терминов, с целью формирования умения классифицировать термины по различным основаниям. Например, выделение терминов, относящихся к одному разделу языкознания. Упражнения вида: из терминов – антоним, корень, основа, омоним, звук, суффикс, фонема – выпиши те, которые обозначают части слова.

Можно вести работу на сравнение определений терминов. Например, сравните толкование имени существительного и имени прилагательного. Выделите существенные признаки каждого определения, что общего у данных терминов.

Для наилучшего усвоения терминологии необходима фиксация работы над терминами. В методике и практике преподавания русского языка сложились два вида фиксации учащимися новых терминов: с толкованием их лексического значения или без него либо в специальных рукописных словариках (алфавитных и тематических), либо в тетрадях по развитию речи. Абсолютное большинство терминологических словарей строится по алфавитному принципу. Этот принцип давно и заслуженно оправдал себя как наиболее удобный для пользования способ размещения слов в любом словаре.

Каждый из этих типов упражнений, используемых последовательно, закрепляет знание учащимися сущности изучаемых терминов (их специфики, связей с другими лингвистическими терминами) и формирует лексические умения (умение обнаружить явление, описать его, определить его роль и использовать в речи).

Данное исследование предполагало изучение уровня сформированности лингвистических терминов у учащихся начальной школы и подборку упражнений по их формированию. Для достижения поставленной цели, прежде всего, необходимо было раскрыть сущность понятия лингвистическая терминология, выделить состав терминов, изучаемых в начальной школе, рассмотреть теоретические основы изучения лингвистической терминологии.

На основе анализа учебников по русскому языку для начальной школы был определен объем лингвистической терминологии, изучаемой в начальных классах. Разработана критериальная база для определения степени изученности терминов, на основе критериев и показателей была определена степень изученности терминов младшими школьниками, подобраны упражнения по формированию лингвистической терминологии у учащихся младших классов.

Результаты исследования выявили роль изучения младшими школьниками терминологии. Работа по изучению лингвистической терминологии в школе имеет огромное как общеобразовательное, так и практическое значение. Общеобразовательное значение заключается в том, что изучение терминологии расширяет знания учащихся о языке, знакомит с одной из единиц языка — словом, показывает существующие в языке связи между лексикой и другими уровнями языка: между фонетикой и лексикой, между лексикой и словообразованием, между лексикой и морфологией, между лексикой и синтаксисом, между лексикой и стилистикой, знакомит со сферами употребления терминов, расширяет лингвистический кругозор детей.

Практическое значение изучения терминологии заключается в том, что оно раскрывает термин как элемент словарной системы, положительно влияет на осознание учащимися специфики остальных единиц языка, воздействует на овладение орфографическими навыками, является базой обогащения словарного запаса учащихся. Изучение терминологии развивает внимание учащихся к значениям и употреблению слов, воспитывает у них потребность в выборе подходящего слова для выражения той или иной мысли в собственной речи, позволяет обосновать систему упражнений над выразительно-изобразительными средствами изучаемых художественных произведений на уроках литературы, формирует умение пользоваться толковым словарем.

Страницы: 1 2 


Статьи по теме:

Промежуточные итоги реализации приоритетного национального проекта "Образование" в Тверской области
Ход реализации нацпроекта "Образование" в 2007 году можно определить как вполне успешный. В рамках нацпроекта в Тверской области за последние два года была создана сеть базовых образовательных учреждений (всего 167). Объем средств, направленных на совершенствование материально-техническог ...

Анализ учебников по русскому языку для начальных классов в аспекте изучаемой темы
Содержание курса по любому учебному предмету, в том числе и по русскому языку, устанавливается программой. Программа - это основной государственный документ, определяющий содержание курса, его объём, последовательность изложения материала, круг знаний, умений и навыков, подлежащих усвоению по данно ...

Принципы коллективного способа обучения
Согласно теории Дьяченко в основу коллективного способа обучения (КСО) должны быть заложены следующие восемь принципов: Завершенность: ученик имеет право переходить к изучению нового учебного материала, лишь прочно усвоив предыдущий; Интернационализм: обучение должно происходить на языках, представ ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru