Понятие о термине. Состав лингвистических терминов, изучаемых в начальной школе

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Понятие о термине. Состав лингвистических терминов, изучаемых в начальной школе

Страница 1

Исследуя работы различных авторов, можно столкнуться с множеством определений понятия «термин». Само «понятие» — форма мышления, отражающая существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений в их противоречии и развитии; мысль или система мыслей, обобщающая, выделяющая предметы некоторого класса по определённым общим и в совокупности специфическим для них признакам. Различают понятия в широком смысле и научные понятия. Первые формально выделяют общие (сходные) признаки предметов и явлений и закрепляют их в словах. Научные понятия отражают существенные и необходимые признаки, а слова и знаки (формулы), их выражающие, являются научными терминами. Само слово «термин» имеет латинское происхождение — terminus, — что в переводе означает ”граница, предел”. Но следует отметить то, что единого понимания слова «термин» не существует.

Так Д.Н.Ушаков дал следующее толкование слову термин: «Термин (от лат. terminus – предел, граница) 1. В формальной логике – понятие, выраженное словом (филос.); 2. Слово, являющееся названием строго определенного понятия, специальное слово и выражение, принятое для обозначения чего-нибудь в той или иной среде, профессии» .

В философском энциклопедическом словаре можно найти несколько разных определений термина: «Термин» 1. Имя с оттенком специального (научного) его значения, уточняемого в контексте, какой – либо теории или отрасли знания; 2. В античной философии – понятие, фиксирующее устойчивые и непреходящие аспекты реальности в противоположность разнообразным и изменчивым ее чувственным образам. В «Логическом словаре» Н.И. Кондакова термин определяется как слово или словосочетание, являющееся точным названием строго определенного понятия в той или иной среде, профессии.

В лингвистическом энциклопедическом словаре под редакцией В.Н. Ярцевой понятие «термин» трактуется как слово или словосочетание, обозначающее понятие специальной области знания или деятельности.

Таким образом, можно сделать вывод, что сама терминологичность слова термин подтверждается наличием у представителей разных специальностей своего особого понятия «термин».

Из предложенного множества определений данного понятия трудно отдать какому-то одному предпочтение. Наиболее доступными и понятными являются следующие:

«Термин – это специальное слово (или словосочетание), принятое в профессиональной деятельности и употребляющееся в особых условиях. Термин – это словесное обозначение понятия, входящего в систему понятий определенной области профессиональных знаний. Термин – это основной понятийный элемент языка для специальных целей» .

Термин - слово, обязательно соотносимое с определенной единицей соответствующей логико-понятийной системы в плане содержания. Специфика термина лежит не в плане выражения, а в плане содержания, в характере его значения. При работе с термином необходимо принимать во внимание его основные признаки: а) специализированный характер значения, б) принадлежность к определенной терминологической системе, в) точную соотнесенность с понятием. Внутри своего терминологического поля термин однозначен. Однозначность термина и точность выражаемого им понятия являются особенностью, отличающей его от других слов.

Современный язык предъявляет к терминам несколько требований.

1) термин должен удовлетворять правилам и нормам соответствующего языка;

2) термин должен быть систематичен;

3) для термина характерно свойство дефинитивности, т.е. каждый термин сопоставляется с четким отдельным определением, ориентирующим на соответствующее понятие;

4) термину свойственна относительная независимость от контекста;

5) термин должен быть кратким, хотя данное требование нередко вступает в противоречие с требованием точности, т.е. полноты термина;

6) термин должен стремиться к однозначности.

7) для терминологии не характерна синонимичность, мешающая взаимопониманию;

8) термины экспрессивно нейтральны;

9) термин должен быть благозвучным ;

Термины являются объектом самостоятельной лингвистической дисциплины - терминоведения. Термины различных отраслей знания находят отражение в специальных терминологических словарях.

Страницы: 1 2


Статьи по теме:

Роль подвижных игр в развитии скоростно-силовых способностей у детей старшего дошкольного возраста
Одним из основных средств и видов деятельности в дошкольном возрасте является игра. Крупская Н.К. классифицирует игры с учетом степени самостоятельности и творчества детей в игре. Это игры с правилами, творческие игры, сюжетно–ролевые, подвижные, дидактические, настольно печатные, театрализованные. ...

Цель, задачи, содержание и выводы формирующего этапа исследования
Формирующий этап исследования проводился с 11 октября по 11 марта 2012 года. Целью данного этапа было: сформировать представления о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) Подобрать или разработать содержание дидактически ...

Основные организационные формы реализации здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры
Организация учебной деятельности строгие дозированные физические нагрузки; использование принципа наглядности, постепенности, доступности нагрузки с учётом возрастных особенностей учащихся; учёт физической подготовленности детей и развития физических качеств; построение урока с учётом динамичности ...

Навигация

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru