С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка».
Целью опытно - экспериментальной работы явилось выявление изученности лингвистических терминов младшими школьниками на уроках русского языка.
Критериями изученности терминов можно считать:
Объем знаний, имеющий своим показателем количество освоенных терминов;
Качество сформированных знаний о термине, имеющее своими показателями глубину, осознанность, динамичность.
Способность применить на практике, показателями которой можно считать правильность, самостоятельность выполнения действий по применению знаний на практике.
В эксперименте принимали участие ученики 3 "Б" класса - 24 человека. Выявить уровень знаний детей о словах с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка, который был посвящен повторению пройденного во 2 классе.
К концу II класса по программе М. С. Соловейчик ученики должны усвоить новые термины: орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс.
Для выявления изученности младшими школьниками лингвистических терминов были предложены следующие задания:
«Дай определение терминам»;
«Сгруппируй данные термины»;
«Тест»
В ходе эксперимента велось наблюдение за динамичностью и самостоятельностью выполнения заданий.
Задание №1 «Дай определение терминам»
Цель – выявить количество терминов, освоенных школьниками.
Материал: бланки с терминами (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которым нужно дать определение.
Форма проведения:
Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается дать определение следующим терминам:
Орфограмма – это
Интонация – это
Текст – это
Корень – это
Окончание – это
Антонимы – это
Приставка – это
Суффикс – это
Была использована бальная система для оценки объема знаний учащихся о термине. При этом оценивалось каждое определение.
2 балла дается, ответ учащегося соответствует содержательной стороне близкой к пониманию данного термина.
1 балл дается, если ответ учащегося базируется на ошибочном выделении существенных признаков данного термина, а так же подменой определения данного термина другим.
Результаты заносились в таблицу.
Обработка результатов: из 24 учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Тула 19 детей в полной мере обладают знаниями о данных терминах, у 5 есть пробелы в знаниях. Например, Николай С. термин «интонация» переиначивает (ответ: медленное или быстрое произношение). Ирина П. выполнила наиболее полно только 3 задания, это свидетельствует о том, что полнота знаний в области лингвистических терминов не сформирована.
Задание №2 «Сгруппируй термины»
Цель – выявить глубину знания термина, его осознанность, умение применить на практике имеющиеся знания.
Материал: бланки со списком терминов (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которые надо разделить на группы.
Форма проведения:
Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается разделить термины на 5 групп:
Части слова –
Правописание –
Синтаксис –
Фонетика –
Лексика –
Была выстроена система уровней правильности выполнения задания, где отличный уровень – 8 баллов; средний – от 5 до 7 баллов; низкий – от 0 до 4 баллов. За каждое правильно отнесенное слово давалось по 1 баллу. Данные заносились в таблицу.
Статьи по теме:
Показатели силовой и скоростно-силовой
подготовленности юношей IX и X
классов до эксперимента
Анализ результатов по показателям физической подготовленности юношей IX и X классов экспериментальной и контрольной групп свидетельствует об отсутствии, каких либо существенных различий между ними в уровне силовой подготовленности в начале педагогического эксперимента. Кроме сгибания и разгибания р ...
Технология индивидуального подхода к младшим школьникам
Школьников, требующих индивидуального подхода, в соответствии с их индивидуальными особенностями можно объединить в следующие группы: 1 группа. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается у этих учащихся с положительным отношением к учению и сохранением «позиции школьника». Среди этих учащ ...
Рекомендации по доработке проекта
«Образование»
Очевидно, что за относительно короткий срок для сферы образования было сделано много полезного, то, что раньше не делалось десятилетиями. И это позитивная сторона Приоритетного Национального проекта «Образование». А потому проделанную огромную работу надо признать нужной и полезной для страны. Одна ...