С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка».
Целью опытно - экспериментальной работы явилось выявление изученности лингвистических терминов младшими школьниками на уроках русского языка.
Критериями изученности терминов можно считать:
Объем знаний, имеющий своим показателем количество освоенных терминов;
Качество сформированных знаний о термине, имеющее своими показателями глубину, осознанность, динамичность.
Способность применить на практике, показателями которой можно считать правильность, самостоятельность выполнения действий по применению знаний на практике.
В эксперименте принимали участие ученики 3 "Б" класса - 24 человека. Выявить уровень знаний детей о словах с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка, который был посвящен повторению пройденного во 2 классе.
К концу II класса по программе М. С. Соловейчик ученики должны усвоить новые термины: орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс.
Для выявления изученности младшими школьниками лингвистических терминов были предложены следующие задания:
«Дай определение терминам»;
«Сгруппируй данные термины»;
«Тест»
В ходе эксперимента велось наблюдение за динамичностью и самостоятельностью выполнения заданий.
Задание №1 «Дай определение терминам»
Цель – выявить количество терминов, освоенных школьниками.
Материал: бланки с терминами (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которым нужно дать определение.
Форма проведения:
Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается дать определение следующим терминам:
Орфограмма – это
Интонация – это
Текст – это
Корень – это
Окончание – это
Антонимы – это
Приставка – это
Суффикс – это
Была использована бальная система для оценки объема знаний учащихся о термине. При этом оценивалось каждое определение.
2 балла дается, ответ учащегося соответствует содержательной стороне близкой к пониманию данного термина.
1 балл дается, если ответ учащегося базируется на ошибочном выделении существенных признаков данного термина, а так же подменой определения данного термина другим.
Результаты заносились в таблицу.
Обработка результатов: из 24 учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Тула 19 детей в полной мере обладают знаниями о данных терминах, у 5 есть пробелы в знаниях. Например, Николай С. термин «интонация» переиначивает (ответ: медленное или быстрое произношение). Ирина П. выполнила наиболее полно только 3 задания, это свидетельствует о том, что полнота знаний в области лингвистических терминов не сформирована.
Задание №2 «Сгруппируй термины»
Цель – выявить глубину знания термина, его осознанность, умение применить на практике имеющиеся знания.
Материал: бланки со списком терминов (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которые надо разделить на группы.
Форма проведения:
Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается разделить термины на 5 групп:
Части слова –
Правописание –
Синтаксис –
Фонетика –
Лексика –
Была выстроена система уровней правильности выполнения задания, где отличный уровень – 8 баллов; средний – от 5 до 7 баллов; низкий – от 0 до 4 баллов. За каждое правильно отнесенное слово давалось по 1 баллу. Данные заносились в таблицу.
Статьи по теме:
Оснащение школ дотационных регионов учебным оборудованием
В рамках приоритетного национального проекта "Образование" в 2006-2008 годах в школы всех российских регионов осуществлялась поставка учебного и учебно-наглядного оборудования. Основными целями этого направления нацпроекта выступали внедрение современных образовательных технологий и повыш ...
Процесс решения текстовых задач
Одной из важнейших проблем обучения математике является формирование у учащихся умения решать текстовые задачи. Ответ на требование задачи получается в результате ее решения. Решить задачу в широком смысле этого слова - это, значит, раскрыть связи между данными, указанными условием задачи, и искомы ...
Российский и зарубежный опыт
В Германии осуществляется дуальная система организации обучения по рабочей профессии – теоретическая часть осваивается в училище, а производственное обучение на заводе, причем немцы смогли в условиях производственного предприятия почти полностью совместить производственное обучение с производительн ...