Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися экспериментального класса

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися экспериментального класса

Страница 1

С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка».

Целью опытно - экспериментальной работы явилось выявление изученности лингвистических терминов младшими школьниками на уроках русского языка.

Критериями изученности терминов можно считать:

Объем знаний, имеющий своим показателем количество освоенных терминов;

Качество сформированных знаний о термине, имеющее своими показателями глубину, осознанность, динамичность.

Способность применить на практике, показателями которой можно считать правильность, самостоятельность выполнения действий по применению знаний на практике.

В эксперименте принимали участие ученики 3 "Б" класса - 24 человека. Выявить уровень знаний детей о словах с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка, который был посвящен повторению пройденного во 2 классе.

К концу II класса по программе М. С. Соловейчик ученики должны усвоить новые термины: орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс.

Для выявления изученности младшими школьниками лингвистических терминов были предложены следующие задания:

«Дай определение терминам»;

«Сгруппируй данные термины»;

«Тест»

В ходе эксперимента велось наблюдение за динамичностью и самостоятельностью выполнения заданий.

Задание №1 «Дай определение терминам»

Цель – выявить количество терминов, освоенных школьниками.

Материал: бланки с терминами (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которым нужно дать определение.

Форма проведения:

Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается дать определение следующим терминам:

Орфограмма – это

Интонация – это

Текст – это

Корень – это

Окончание – это

Антонимы – это

Приставка – это

Суффикс – это

Была использована бальная система для оценки объема знаний учащихся о термине. При этом оценивалось каждое определение.

2 балла дается, ответ учащегося соответствует содержательной стороне близкой к пониманию данного термина.

1 балл дается, если ответ учащегося базируется на ошибочном выделении существенных признаков данного термина, а так же подменой определения данного термина другим.

Результаты заносились в таблицу.

Обработка результатов: из 24 учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Тула 19 детей в полной мере обладают знаниями о данных терминах, у 5 есть пробелы в знаниях. Например, Николай С. термин «интонация» переиначивает (ответ: медленное или быстрое произношение). Ирина П. выполнила наиболее полно только 3 задания, это свидетельствует о том, что полнота знаний в области лингвистических терминов не сформирована.

Задание №2 «Сгруппируй термины»

Цель – выявить глубину знания термина, его осознанность, умение применить на практике имеющиеся знания.

Материал: бланки со списком терминов (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которые надо разделить на группы.

Форма проведения:

Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается разделить термины на 5 групп:

Части слова –

Правописание –

Синтаксис –

Фонетика –

Лексика –

Была выстроена система уровней правильности выполнения задания, где отличный уровень – 8 баллов; средний – от 5 до 7 баллов; низкий – от 0 до 4 баллов. За каждое правильно отнесенное слово давалось по 1 баллу. Данные заносились в таблицу.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Констатирующий этап исследования
В соответствии с целями исследования за основу методики на первом этапе был взят метод Калмыковой З. И. (Калмыкова З. И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М., 1981.). Нами была проведена модификация этого теста. В связи с тем, что занятия по экспериментальной программе представилось воз ...

Компьютерная зависимость как результат увлеченности компьютером
Компьютерная зависимость (как и любая другая) - форма ухода от реальности. Реальности, которая травмирует и которую сложно предсказать, где приходится строить отношения с разными людьми - и с симпатичными нам, и не очень. Реальность чревата конфликтами и разочарованиями, болезненными провалами и го ...

Элементы занимательности на уроке иностранного языка и вне его
Роль практических целей на уроках иностранного языка определяет и практическую целевую установку во внеурочной работе. Важно для каждого ученика найти задания, выполнение которых вызывает у них чувство удовлетворения, удовольствия. В предлагаемых нами заданиях на уроках и вне его учащиеся привлекае ...

Навигация

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru