Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися экспериментального класса

Аналитическое образование » Изучение лингвистической терминологии на уроках русского языка в начальной школе » Выявление степени изученности лингвистических терминов учащимися экспериментального класса

Страница 1

С целью проверки положений, изложенных в теоретической части исследования, была проведена опытно – экспериментальная работа. Экспериментальной базой исследования была МОУ СОШ № 34 г. Тула, 3 «Б» класс. Учебник русского языка по программе М.С. Соловейчик «К тайнам нашего языка».

Целью опытно - экспериментальной работы явилось выявление изученности лингвистических терминов младшими школьниками на уроках русского языка.

Критериями изученности терминов можно считать:

Объем знаний, имеющий своим показателем количество освоенных терминов;

Качество сформированных знаний о термине, имеющее своими показателями глубину, осознанность, динамичность.

Способность применить на практике, показателями которой можно считать правильность, самостоятельность выполнения действий по применению знаний на практике.

В эксперименте принимали участие ученики 3 "Б" класса - 24 человека. Выявить уровень знаний детей о словах с противоположными значениями удалось на одном из уроков русского языка, который был посвящен повторению пройденного во 2 классе.

К концу II класса по программе М. С. Соловейчик ученики должны усвоить новые термины: орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс.

Для выявления изученности младшими школьниками лингвистических терминов были предложены следующие задания:

«Дай определение терминам»;

«Сгруппируй данные термины»;

«Тест»

В ходе эксперимента велось наблюдение за динамичностью и самостоятельностью выполнения заданий.

Задание №1 «Дай определение терминам»

Цель – выявить количество терминов, освоенных школьниками.

Материал: бланки с терминами (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которым нужно дать определение.

Форма проведения:

Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается дать определение следующим терминам:

Орфограмма – это

Интонация – это

Текст – это

Корень – это

Окончание – это

Антонимы – это

Приставка – это

Суффикс – это

Была использована бальная система для оценки объема знаний учащихся о термине. При этом оценивалось каждое определение.

2 балла дается, ответ учащегося соответствует содержательной стороне близкой к пониманию данного термина.

1 балл дается, если ответ учащегося базируется на ошибочном выделении существенных признаков данного термина, а так же подменой определения данного термина другим.

Результаты заносились в таблицу.

Обработка результатов: из 24 учащихся 3 «Б» класса МОУ СОШ №34 г. Тула 19 детей в полной мере обладают знаниями о данных терминах, у 5 есть пробелы в знаниях. Например, Николай С. термин «интонация» переиначивает (ответ: медленное или быстрое произношение). Ирина П. выполнила наиболее полно только 3 задания, это свидетельствует о том, что полнота знаний в области лингвистических терминов не сформирована.

Задание №2 «Сгруппируй термины»

Цель – выявить глубину знания термина, его осознанность, умение применить на практике имеющиеся знания.

Материал: бланки со списком терминов (орфограмма, интонация, текст, корень, окончание, антонимы, приставка, суффикс), которые надо разделить на группы.

Форма проведения:

Письменный опрос, в ходе которого детям предлагается разделить термины на 5 групп:

Части слова –

Правописание –

Синтаксис –

Фонетика –

Лексика –

Была выстроена система уровней правильности выполнения задания, где отличный уровень – 8 баллов; средний – от 5 до 7 баллов; низкий – от 0 до 4 баллов. За каждое правильно отнесенное слово давалось по 1 баллу. Данные заносились в таблицу.

Страницы: 1 2 3


Статьи по теме:

Цель, задачи, содержание и выводы формирующего этапа исследования
Формирующий этап исследования проводился с 11 октября по 11 марта 2012 года. Целью данного этапа было: сформировать представления о цвете у детей третьего года жизни посредством дидактических игр. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: 1) Подобрать или разработать содержание дидактически ...

Характеристика среды развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Современный детский сад – это место, где ребенок получает опыт эмоционально-практического взаимодействия со сверстниками и взрослыми в наиболее важных для его развития сферах жизни. Эргономические, эстетические и, главным образом, психолого-педагогические условия составляют основу организации образ ...

Экспериментальное исследование влияния ценностных ориентаций педагога на развитие межличностных отношений в детской группе
Для подтверждения нашей гипотезы нами было проведено психолого-педагогическое исследование, которое проводилось на базе ДОУ № 131 в период с января по апрель 2009 года. В нем принимали участие педагоги старшей и подготовительной групп, а также узкие специалисты, работающие с детьми этих групп – муз ...

Навигация

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.basicpedagog.ru